Наталья Герасимова
Родительское собрание «Раскрываем секреты природы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий собрания
Цель: Формирование осознанного отношения ко всему живому у взрослых и детей.
Задачи: 1. Повысить уровень знаний родителей о проблемах экологии на современном этапе.
2. Познакомить с экспериментально-опытнической деятельностью в детском саду.
3. Продолжить работу над проектом с участием детей и родителей «Деревья Чувашии»
Форма проведения: Семинар – практикум
Место проведения: группа
Публикация «Родительское собрание „Раскрываем секреты природы вместе“» размещена в разделах
Подготовка: 1. Проведение анкетирования родителей; 2. Организация выставки детских работ на тему «Природа и дети»; 3. Подготовка альбомов для родителей «Подвижные игры на прогулках», «Опыты и эксперименты», «Стихи о природе»; 4. Проект «История появления березки на участке для прогулок»; 5. Создание презентации «Мир глазами детей».
Оборудование: 1. Анкеты для родителей; 2. Пригласительные билеты, изготовленные детьми; 3. Оборудование для показа презентации; 4. Материал для проведения опытов и экспериментов: колбы, мерные стаканчики, вата, салфетки, магниты, скрепки, воздушные шары, емкости для снега и воды, бумажные полотенца, полиэтиленовые пакеты, памятки для родителей.
План проведения
1. Психологический тренинг
2. Вступительное слово
3. Экспериментально-опытническая деятельность с родителями
4. Экологические игры с детьми и родителями на прогулках
5. Вручение памяток
Ход собрания:
Звучит аудиозапись песни «Зимняя сказка» (сл. Андрея Усачева, муз. Александра Пинегина).
Воспитатель: (Родители сидят на стульях стоящих по кругу) Добрый вечер, уважаемые родители»! Мы рады видеть вас сегодня в нашем детском саду!
И для начала я предлагаю провести небольшую игру: я буду задавать вам вопросы, если вы делали, то что я говорю, вы меняетесь местами друг с другом, кто не делал, остается на своих местах. Начинаем:
1. Кто в эти выходные дни ходил с ребенком гулять?
2. Кто был в лесу?
3. Кто подкармливает птиц зимой?
4. Кто обращает внимание ребенка на что-то новое и необычное в природе?
5. Кто читает детям книги о природе?
Воспитатель: Замечательно, я думаю, что те, кто по каким-то причинам не смог погулять с детьми, покормить птиц, почитать интересные книги, все- таки найдет время на это. А мы продолжаем дальше и предлагаем просмотреть презентацию «Мир глазами детей» (приложение 1).
Просмотр презентации.
«Есть такое твердое правило.
Встал поутру, умылся,
привел себя в порядок -
и сразу же приведи в
порядок свою планету»
Эти слова были сказаны Антуаном де Сент-Экзюпери. Природа действительно на современном этапе стоит на грани катастрофы, если мы не изменим свое потребительское отношение к ней, то вскоре не увидим всего многообразия того, что нас окружает.
Природа Чувашии – это леса богатые, разнообразной растительностью, это зеленые луга и широкие поля. Наша природа прекрасна в каждое время года. Нам с вами следует научить видеть детей всю прелесть нашей природы.
Наиболее эффективным способом ознакомления с природой является экспериментально-опытническая деятельность. Она вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. При проведении опытов следует соблюдать незыблемое правило – опыт или эксперимент должен быть безопасен для ребенка и для наблюдаемого объекта.
Воспитатель: Я предлагаю вам, уважаемые родители, разделиться на 3 команды.
Нам с вами предстоит немного поэкспериментировать и доказать те или иные явления природы. Это поможет вам дома или на прогулках объяснить детям непонятные явления природы. Всем командам дается 5 минут на выполнение задания.
( На столе 1 команды находятся: 2 емкости – в одной снег, в другой – горячая вода, воздушный шарик и пластиковая 1,5 литровая бутылка).
Воспитатель: Задание первой команде: Представьте себе, что ваш ребенок задает вопрос: «Что такое воздух, и какими свойствами он обладает?» Как с помощью предметов находящихся на столе вы сможете ответить на детский вопрос?
( На столе второй команды: пластиковая бутылка с грязной водой, воронка, ватные диски, растолченный уголь и мерный стаканчик).
Воспитатель: Задание второй команде: Вы гуляли около Волги и ваш малыш заинтересовался: «К нам домой вода попадает из Волги?» Конечно, вы ответите: «Да». После чего ребенок задает следующий вопрос: «Но ведь в Волге вода грязная, а дома из крана бежит чистая, почему так происходит?». Как вы дадите ответ на этот вопрос? Вам в помощь предметы, находящиеся на вашем столе.
( На столе третей команды: магниты, скрепки, лист тонкого картона, книга, пластиковая 0,5 литровая бутылка с водой).
Воспитатель: Задание третей команде: Ваш малыш нашел дома магнит и задает вопрос: «А что эта штука может делать?» Как ответить на вопрос ребенка и расширить его познавательный интерес? Предметы на столе, вам в помощь.
Пока участники выполняют задания звучит аудиозапись песни «А где-то солнце» ( автор: Андрей Варламов).
Воспитатель: Команды готовы к ответу? (По очереди выступают все команды).
Если родители затрудняются в выполнении задания, воспитатель помогает советом.
Воспитатель подводит итог каждого выступления:
1. Вы абсолютно правы, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается, поэтому если надеть на пустую бутылку воздушный шарик и опустить ее в горячую воду, шарик начнет надуваться, а если после горячей воды бутылку перенести в снег, то шарик втянется в бутылку.
2. С вами я тоже согласна, для очистки волжской воды используют фильтры, в домашних условиях изготовить их очень просто, взять 2 ватных диска и между ними проложить растолченный уголь, затем закрыть отверстие воронки этим фильтром и медленно пропускать грязную воду, в мерном стаканчике окажется чистая вода. Вывод напрашивается сам собой - для того чтобы в наших домах была чистая вода ее фильтруют.
3. Ваш ответ тоже принят. Магнит притягивает металлические предметы через разные материалы; скрепки, пружинки двигаются за магнитом, даже находясь в бутылке с водой.
Воспитатель: Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые возникают у ваших детей. Ваши ответы помогут им увидеть и познать окружающий мир, обогатят их новыми открытиями. Малыш задает нам вопрос и наша задача своим ответом заинтересовать его, активизировать познавательную деятельность. Если ваш ответ будет интересен и эмоционален, то ребенок сильнее заинтересуется природой и ее явлениями.
Воспитатель: Как помочь ребенку понять окружающий мир, достучаться до его сердца? Проще всего сделать это во время игры. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В процессе общения с природой в форме игры у детей развивается эмоциональная отзывчивость. На прогулке с малышом можно поиграть и в разные игры ( например: сосчитать камушки, порешать математические задачи с шишками или снежкам, назвать ласково окружающие предметы, придумать загадки-описания о животных, найти названные деревья или кустарники). Дидактические игры расширяют и обогащают знания детей, а подвижные игры способствуют укреплению здоровья. Можно придумать игры самим, можно привлечь к этому интересному занятию ребенка, немного фантазии и ваш малыш будет просто счастлив от общения с вами.
Воспитатель: Выражаем огромную благодарность родителям принявшим участие в работе над проектом «История появления березки на участке для прогулок». У нас получилась очень интересная книга и вы можете ознакомиться с ней. (передаем книгу родителям).
Уважаемые родители, восхищайтесь окружающей вас природой, удивляетесь всему интересному и необычному вместе с детьми, объясняйте суть происходящих явлений и вы увидите, как ваши дети потянутся к вам, и будут считать вас непререкаемым авторитетом.
Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели экспериментально-опытническую деятельность и игру, как методы экологического воспитания дошкольников.
Спасибо за активное участие на сегодняшнем мероприятии и предлагаем принять решение родительского собрания.
Проект решения родительского собрания
1. Организовать экскурсию в ближайший лес вместе с родителями.
2. Использовать больше подвижных игр и оформить их в альбом «Мои любимые игры на природе».
3. Провести групповой конкурс для семейных команд «Юные исследователи» и принять в нем активное участие.
Литература:
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа /Н. В. Алешина - М., ЦГЛ, 2004.
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие /А. И. Иванова – Сфера, 2009.
3. Комарова, И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / И. А. Комарова. – Гном и Д, 2012.
4. Кощеева, Е. Л. Путешествие в мир природы / Е. Л. Кощеева. – М., Аркти, 2009.
5. Николаева, С. Н Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С. Н. Николаева - М. : Просвещение, 2002.
6. Николаева, С. Н Методика экологического воспитания в дошкольном детстве /С. Н. Николаева - М. : Просвещение, 2006.
7. Нищева, Н. В. Мир природы. Животные: серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию Учебно-наглядное пособие /Н. В. Нищева - С. Пб., Детство Пресс, 2004.
8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /Л. Н. Прохорова – М: Аркти, 2008.
9. Рунова, М. А., Бутилова, А. В. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия / М. А. Рунова, А. В. Бутилова – М., Мозаика-Синтез, 2006.
Интернет - ресурсы:
1. https://allforchildren.ru/nysongs/winter24.php
2. https://naukaveselo.ru/opyityi-s-magnitami.html
3. https://infourok.ru/material.html?mid=118708
4. https://p.calameoassets.com/130321115010-19222b6536debe32a89a39b152058aa4/p1.jpg