Приложение МААМ

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Ольга Прокопьева
Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

•Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

•Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.

Публикация «Родительское собрание „Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе“» размещена в разделах

•Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений. Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности: 1. физическая 2. интеллектуальная 3. социальная 4. мотивационная.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив - самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:

- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть,

- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»,

- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»,

- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу :

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верхниз и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей :

•Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

•Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).

•Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.

21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Советы родителям :

•Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

•Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

•По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

•Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

•Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

•Будьте внимательны к жалобам ребенка.

•Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

•Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

•Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

•Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

•Приучайте ребёнка к самостоятельности.

•Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Публикации по теме:

Консультация «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к книге» Детский сад и школа являются звеньями единой системы народного образования. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей.

Родительское собрание «Единство семьи и детского сада — во имя здоровья детей»Родительское собрание «Единство семьи и детского сада — во имя здоровья детей» Мастер-класс родительского собрания. Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.

Родительское собрание «Готовность детей к школе» Родительское собрание «Готовность детей к школе» Совсем недавно наши дети были совсем маленькими (слайд 2). Скоро наши дети пойдут в школу.

Родительское собрание «Готовим детей к школе» МБДОУ «БЕЛОСНЕЖКА» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Готовим детей к школе. Что это значит?» Воспитатель: Т. В. Жунтова 2017 год.

Родительское собрание «Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Родительское собрание по теме «Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи». Оборудование: солнышко из бумаги, на каждом луче которого.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ» Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе». Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских.

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей».Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей». Родительское собрание в подготовительной группе. Тема:, Роль семьи в экологическом воспитании детей”. Цель: - повышение уровня экологической.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»
Опубликовано: 24 мая 2017 в 22:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Прокопьева (УИ 230275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД