Алена Ивановна Алексеева
Родительское собрание с элементами тренинга «Как любить своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Любить – значит утверждать неповторимое
существование другого человека.
А. С. Рубинштейн
Центральное место в формировании личности ребенка занимает
семья
. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Публикация «Родительское собрание с элементами тренинга „Как любить своего ребенка“» размещена в разделах
Родительская любовь
– источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Чтобы внушить ребенку уверенность в родительской любви нужно не только делать все, что родители считают нужным и возможным сделать для ребенка, но и заботиться о поддержании и сохранении контакта с ним. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность родителей во всем, что касается жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Показателем качества родительства является компетентность родителей, проявляющаяся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции, что предполагает осознание своей воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком.
Цель: обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.
Задачи:
1. Сформировать у участников занятия желание освоить секреты родительского мастерства и научить любить своего ребенка.
2. Способствовать тому, чтобы родители по – настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать процесс воспитания, увидеть несомненную пользу для себя в эффективном взаимодействии со своим ребенком.
3. Помочь молодым семьям растить ребенка имеющего самоуважение и уверенность в себе, отрабатывая техники по освоению родительского мастерства, чтобы уметь дать своему ребенку абсолютную убежденность в том, что родители его любят всем сердцем, безоговорочно, вне зависимости от того, что малыш делает и что происходит вокруг.
Необходимые материалы: объявление-завлекалочка; бейджики для родителей и детей в виде солнышек, цветочков или облачков, сделанные самими детьми; бабочки, сделанные детьми; маркеры или фломастеры; шесть платочков.
Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального положительного настроя.
Инструкция: «Необходимо каждому родителю представиться (назвать имя, кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель». Затем назвать свою цель, которую хочу достигнуть в нашей встрече».
Принятие правил.
1. Активность.
2. Психологическая безопасность. Если кто-то не готов говорить, он может этого не делать. Насилия не будет.
3. Правило «СТОП»: вы можете остановить процесс.
4. Правило социального равенства. Все общаются друг к другу на «ты». 5. Не говорить дежурных фраз.
6. Обратная связь должна быть безоценочной.
7. Личный вклад каждого.
8. Дисциплина.
Разминка.
Упражнение «Солнышко светит на тех, кто…».
Цель: формирование рабочего настроя, повышение настроения, развитие сплоченности коллектива.
Инструкция: «Я предлагаю встать и обняться тем, на кого светит солнышко. Итак, солнышко светит на тех, кто:
-формирует в детях чувство высокого самоуважения и уверенности в себе (это главное в семье в воспитании);
-поддерживает домашний климат, в котором ребенок чувствует, что он любим самым важным человеком в его жизни – мамой; использует контакт глаз (10 минут);
-использует физический контакт;
-использует прием активного слушания;
читает литературу по вопросам воспитания (например, Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком. Как?» и т. д.);
-ведет «Календарь Радости»;
-иногда для ребенка становится Карлсоном, который живет на крыше;
-имеет друзей детства;
-считает себя счастливым.
Упражнение
«Что значит любить своего ребенка?».
Цель: способствовать осознанию и осмыслению любви к ребенку.
Инструкция: «Скажите, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?».
Возможные ответы: забота о ребенке, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать ему вещи и еду, говорить: «Я тебя люблю».
Краткий итог. Да, именно слова «Я тебя люблю» хочет слышать ребенок из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование ребенка. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Упражнение «Почему не любят?».
Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям.
Инструкция: «Скажите, почему некоторые родители не любят своего ребенка?»
Возможные ответы:
1. Ребенок был незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить в свое удовольствие. И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.
2. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения (похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражения лица вызывают у неё глухую неприязнь).
3. Родители стремятся компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желают доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которую приходится нести.
Краткий итог. Вследствие вышеперечисленных причин у ребенка могут возникнуть негативные эмоциональные проявления.
Работа в группах.
Цель: обсудить вопрос: «Почему родители любят недостаточно?».
В течение 5 минут расписать причины. Затем следует обсуждение в кругу.
1. Родители не любят себя. Родители с низким самоуважением испытывают огромные трудности, стремясь дать своим детям любви больше, чем они имеют её к самим себе. Наверное, самое лучшее, что может сделать мужчина для своих детей, - это любить их мать.
2. Родители часто ошибочно полагают, что их дети обязаны оправдывать их ожидания. Дети представляются как форма собственности.
3. Хронические дистрессы.
Упражнение «Клубочек».
Цель: рефлексия родительских чувств по отношению е ребенку.
Инструкция: Родителям предлагается произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Резюмирование: Как мы обычно хвалим ребенка? Молодец! Как красиво! Ты сегодня такой хороший! Похвала может быть подъемной – прямой, косвенной, фантастической, какой угодно, лишь бы она подняла уверенность в себе, чтобы дело, поведение, требуемое от ребенка, окрасилось для него радостью, представилось привлекательным и достижимым. Вдохновляйте любым способом. Кроме шаблонов, годится все. И, совсем замечательно, если вы, не оценивая, опишите словами то, что произошло, что вы увидели. Например: после хождения с 4х летним сынишкой по магазину скажите: «Я высоко ценю твою помощь в супермаркете. То, как ты ставил пакеты с молоком в корзину. Ты мне здорово помог!». Истинная любовь – это любовь ни за что и несмотря ни на что. Замена оценки на описание освобождает детей от тяжелого груза, приносит облегчение и способствует развитию. Так какие же слова ласкают душу: Ты самый любимый (любимая! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали! Я радуюсь твоим успехам! Какое счастье, что ты у нас есть!
Что значит принимать ребенка безусловно? (ответы участников)
Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Упражнение «Мне в воспитании ребенка помогает…».
Цель: способствовать осмыслению собственных ресурсов, помогающих в воспитании ребенка.
Инструкция: «Предлагаю вам по кругу закончить фразу «Мне в воспитании ребенка помогает…».
Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:
- Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему? Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия? Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае не похлопывайте его по спине, не поглаживайте мол «все пройдет». Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.
Упражнение «У кого больше «любимок»».
Цель: способствовать формированию умения любить окружающих.
Инструкция: Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих любимок, т. е. любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
Упражнение «Телеграмма».
Цель: рефлексия.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Инструкция: «Составьте телеграмму тому, кто остался дома. Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем. (4-5 минут)
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, невыраженных чувств и эмоций.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой, аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Домашние задание родителям:
написать мини-сочинение «Объяснение в любви своему ребенку», а также расшифровать каждую букву имени ребенка в виде качеств, которые характеризуют его.
Например,
К – какая я красивая
С – самая счастливая
Ю – юлою заводною могу быть целый день
Ш – шустрая, игривая, и в меру я шумливая
А – активно заниматься, учиться мне не лень