Наталья Кузнецова
Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива. Родительское собрание с элементами тренинга.
Учителя начальных классов :
Кузнецовой Натальи Васильевны
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика….4
a) Посещение семей
Публикация «Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе, Родительское собрание с элементами тренинга» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
b) Переписка с родителями
c) Родительское собрание
d) Родительские тренинги
e) Организация совместных досуговых мероприятий
f) Университет педагогических знаний
g) Лекция
h) Конференция
i) Практикум
j) Открытые уроки
k) Педагогическая дискуссия (диспут)
l) Ролевые игры
m) Индивидуальные тематические консультации
Обобщение опыта работы с родителями и детьми…. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 10
Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга»….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….15
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта «Использование нетрадиционных форм работы при формировании родительского коллектива». Над этим проектом я работаю уже третий год. Тема проекта тесно перекликается с моей методической темой: «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства семьи и школы». Главным предметом изучения стали новейшие подходы в изучении и формировании родительского и детского коллективов с учётом потребностей современного общества. Объектом стали родители и дети, вновь поступившие в школу.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я считаю данную тему актуальной как для учителя, так и для школы. Основной целью моего проекта является формирование родительского и детского коллективов на основе современных подходов.
Исходя из этой цели были выделены следующие задачи:
1. Поиск и изучение новейших подходов для формирования коллектива;
2. Возрождение традиций семейного воспитания.
3. Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания.
4. Создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного пространства.
5. Расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для успешной реализации цели и задач я продолжаю использовать традиционные формы : родительские собрания, классные и школьные конференции, индивидуальные консультации, посещения на дому и начала внедрять нетрадиционные : родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, родительские вечера, родительские чтения.
Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний : организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье или хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт, и результаты не заставят себя долго ждать.
Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обобщение опыта работы с родителями и детьми.
Зачастую у меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем увлекаются и интересуются дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. Для этого я использую современные информационно-технические средства, с их помощью я стараюсь не только рассказать о школьной жизни детей, но и показать, школьную жизнь класса в целом, особенно это актуально в первом классе. И хочется отметить, что родители с интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать родительских собраний и чаще встречаться в неформальной обстановке. Например, на родительском собрании «Законы жизни семьи, законы жизни класса», проведённого в 1-А классе, родители не только сами рассуждали и слушали выступление учителя, но и видели высказывания детей о своей семье и сравнивали их ответы. А родительское собрание «Семейное чтение», также в 1-А классе сопровождалось видеороликом с участием детей: «Чтение – это важно!». И так у нас проходит каждая встреча с родителями. А сейчас родители даже сами стали приносить видеозаписи различных школьных мероприятий и делиться ими друг с другом, и таким образом даже самые занятые родители видят, чем живёт их ребёнок, и участвуют в его школьной жизни.
Но формирование родительского и детского коллективов у меня не ограничивается рамками одного класса. Я считаю, что эффективней произойдёт формирование при совместной работе учителей двух параллельных классов. При тесном взаимодействии мы, учителя, учимся друг у друга, помогаем друг другу и на нашем примере также стараются дружить и дети, и их родители. И вот уже который год как мы вместе и дружно работаем. Вся внеклассная деятельность: поездки, праздники, открытые классные часы и другие мероприятия проводятся совместно. За период обучения с 2008 по 2010 года у нас прошли совместные мероприятия: «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Устами младенца», «Новый год шагает по планете», «День защитников Отечества», «Восьмое марта», «Спасибо тебе, Букварь!», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», «Спортокиада», «9 Мая – День Победы», «Спасибо тебе, первый класс!», «День Матери», «Космическое путешествие» и т. д. Также совместные классные часы: «На что имею право», «Лучший знаток правил дорожного движения», «Питание и здоровье», «Я люблю тебя, Россия», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!», «Гордое звание – Учитель!». А так же совместное участие в конкурсах: «Поздравительные газеты», «Театральные постановки», «Городские викторины» и «Телевизионные конкурсы». И во всех этих мероприятиях и конкурсах самое непосредственное участие принимают родители. Они охотно предлагают и организуют конкурсы, викторины и видеосъёмки. Родители являются не только почётными гостями, но и активными участниками. А на некоторых праздниках даже ведущими и организаторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоению педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу.
Таким образом, можно сделать вывод, что поиск и применение новых форм взаимодействия школы и семьи необходимы для повышения эффективности педагогической деятельности учителя. Результаты моей работы дают возможность убедиться в том, что взаимопонимание внутри родительского коллектива положительно влияют на отношения между детьми. В этом мне помогает убедиться, проводимая каждый год диагностика изучения детского коллектива «Социометрия». Если по итогам первого класса данная диагностика показала, что существуют проблемы в общении детей друг с другом. Было много микрогрупп по разным видам деятельности: в учебной – 8, в трудовой – 6, в эмоциональной – 7, а также выделялись не только лидеры и предпочитаемые, но и пренебрегаемые и даже изолированные. По итогам второго класса ситуация изменилась. Произошло объединение микрогрупп. В учебной деятельности их стало 5, в трудовой – 4, в эмоциональной – 6. Но самое главное, что уменьшилось число пренебрегаемых и изолированных.
Но в тоже время данная диагностика показывает, что ещё есть над чем работать и, что надо стремиться к лучшим результатам, поэтому необходимо продолжить работу над этим проектом.
Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга».
Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.
Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.
Приветствие.
Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:
Сказать дружно друг другу “Привет!;
Стукнуться кулачками;
Потереться спинками;
Обнимаемся.
Упражнение Апельсины
Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».
Бумажные салфетки
Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаё тся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.
Как мы похожи!
Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
"Мне кажется, в детстве ты был (а…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был (а…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал (а…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
“Рисуем герб семьи”
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)
Игра «Чудесный мешочек»
У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
Игра «Паутинка»
Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)
Упражнение “Плодородный сад”.
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.
Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что мне удалось заинтересовать вас и открыть для вас что-нибудь новое.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)
2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М. : Вербум-М, 2001. – 80с.
3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М. : Вако, 2003. – 240с.
4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М. : Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).
5. revolution.allbest.ru›Педагогика›00094545_0.html
6. vsekonkursy.ru/
7. www.3vium.ru/semya/formiraboti.html
8. school7.do.am/index/uchenicheskaja_konferencija/0
9. upr.1september.ru/view_article.php?id=200901419
10. pervoklassnik.resobr.ru›Архив›year/articles/3947
11. www.citycat.ru›Тренинги интеллекта
12. azps.ru›Психологические тренинги›
13. http—adalin.mospsy.ru-l_01_
14. http—www.deti-66.ru