Татьяна Войтенко
Родительское собрание с применением кейс-метода «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать повышать педагогическую компетентность родителей в области обучения и воспитания детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления родителей о важных качествах личности ребенка для успешного обучения в школе.
2. Продолжать формировать мотивацию у дошкольников для плодотворной подготовки к школе.
3. Познакомить родителей с условиями для подготовки детей к успешному обучению в школе.
Форма проведения: дискуссия
Участники: учитель-логопед, педагоги группы, родители
Публикация «Родительское собрание с применением кейс-метода „Будущий первоклассник“» размещена в разделах
Оборудование: пособие из картона «черный ящик», портфель, школьные принадлежности: карандаши, ручки, альбом, и т. д. ; листы бумаги А4, бумажные стикеры, пособие из бумаги «чудесный рюкзачок».
Ход собрания:
Приветствие.
Учитель-логопед: - Добрый вечер, Уважаемые родители! Очень приятно приветствовать Вас на нашей встрече!
1этап. Подготовка кейса (подготовительный)
Учитель-логопед: - Для того чтобы нам всем вместе определить тему сегодняшнего собрания предлагаю открыть «черный ящик».
Внимание! Загадка:
- В доме книжки и тетрадки
И живут они в порядке.
Ручка, ластик и пенал,
Чтоб о них ты не забывал… (это портфель)
Свяжите данный предмет с нашими детьми? (ответы родителей) Спасибо за ответы.
2 этап. Работа с кейсом.
Учитель-логопед: - Крошки милые, забавные пришли в детский сад! Но незаметно, быстро пролетело дошкольное детство. Эти четыре года были наполнены радостями и заботами, открытиями и трудностями, а иногда и тревогами.
1. Знакомство с ситуацией.
Учитель-логопед: - А теперь, вспомните тот день, когда вы первый раз пришли в детский сад, взяв руку сына или дочь. Вам хочется сказать: - А это ведь было как будто вчера!» Но, вы, это не вчера, время летит очень быстро. !
Итак, ваш дошкольник, а вернее, будущий первоклассник на пороге школы! Он с радостью, а быть может с и затаенной тревогой ждет тот день, когда этот порог он переступит. Но как переступит? И, именно, этот день подведет черту небольшой жизни и разделит ее на две части: дошкольник и школьник.
2. Выделение основной проблемы
Учитель-логопед: - Но как подготовить детей к этому безболезненному переход? Готовность ребенка к школьному обучению предполагает сформированность у него необходимых качеств - это итог воспитания заложенный у ребенка. Качеств! а не ЗУНов, т. е. знаний, умений, навыков. Дошкольное детство уже не вернешь. Вашим детям предстоит еще пройти сложный путь дальнейшего становления и роста. Не уповайте, не успокаивайте себя, что впереди еще много времени. Поверьте, что когда настанет пора зрелости, и вы с тем же удивлением снова обнаружите, - годы минули очень быстро! Детский сад играет не мало важную роль в жизни ребенка, но на первом месте роль в развитии ребенка занимает его семья, потому что большую часть времени он проводит именно с близкими людьми.
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный (индивидуальный) «мозговой штурм» с последующей дискуссией).
Учитель - логопед: - В нашей групповой комнате есть четыре столика. На каждом столе лежит один из четырех символов: «квадрат», «круг», «треугольник», «волна», а также листы бумаги, фломастеры и ручки. Предлагаю Вам разделиться на группы по количеству столиков. Каждая фигура даёт Вам возможность поближе определить свои качества личности.
Послушайте характеристики символов.
Символ «Квадрат». Этот человек удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке и предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная и тяжёлая работа даже в одиночку.
Символ «Треугольник» - ориентирован на цель. Человек получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет, но часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но и может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает свой план её достижения. Ориентирован на достижение поставленной цели и результат.
Символ «Круг» - дружелюбен, общителен и никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них, и при этом сглаживает взаимоотношения с каждым. Прежде всего, для него общение, и он делает всё для того, чтобы сохранилась гармония во всем. Но когда ему дают задание, он его обязательно с кем нибудь обсудит.
Символ «Волна» - нестандартная и творческая. Ей надоедает размеренность, и лучше всего делать что-то новое и разнообразное. Когда перед ней ставят задачу, у нее сразу возникают блестящие идеи.
И так, цель нашей встречи, познакомить Вас, уважаемые родители, с возможными вариантами организации подготовки детей к школе в семье.
Учитель-логопед: - Послушайте, пожалуйста, внимательно инструкцию, как будет организована Ваша работа в группах. В каждой группе должен быть выбран «Старший» стола, это на ваше усмотрение, остальные участники - это «гости». Все вместе должны определить эти качества ребенка, которые необходимы в школе, записать, а «Старший» стола будет участвовать в дискуссии.
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
В течение 7 минут «гости» под руководством «старшего» стола выполняют задание, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.
5 этап: Презентация решения.
Учитель-логопед: - Уважаемые «старшие» столов, Вам предоставляется слово для защиты Ваших идей.
Качества первоклассника (приложение)
6 этап. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Учитель-логопед: - Уважаемые родители, вы все очень продуктивно поработали. А теперь наступило время подвести итоги нашего собрания и принять решение. Ваши предложения?
Предложения родителей для определения решения по теме собрания
7 этап. Рефлексия хода решения кейса.
Упражнение «Чудесный рюкзачок».
Учитель-логопед: - Уважаемые родители, перед вами лежат стикеры, на одной стороне которых необходимо написать, какие идеи на Ваш взгляд были более удачны по теме собрания и приклеить их на этот «рюкзачок». Таким образом, мы с вами сделав вывод, объединим усилия именно в воспитании доброго, честного и убежденного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель - наставник, и именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Детский сад может что-то скорректировать, но мы лепим из того, что уже замешано.
Нашу встречу хочу закончить следующими строками:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!
Приложение
Качества первоклассника :
- физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный ребенок, который интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности). А в случаях затруднений, может обратиться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый ребенок. Он откликается на эмоции близких людей и друзей, а также сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Он может адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической и монологической речью. Способен изменять стиль общения как со взрослым так и со сверстниками в зависимости от ситуации;
- ребенок способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Его поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями: «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, которые направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- ребенок способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы, адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, которые поставлены как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации ребенок может преобразовывать способы решения задач (проблем, а также способен предложить собственный замысел и воплотить
его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;
- ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и о природе, который имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, своих родственных отношениях и взаимосвязях, о распределении семейных обязанностей и семейных традициях; об обществе и его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, т. е. обладает умениями работать по правилу и по образцу, а так же слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- ребенок, овладевший необходимыми умениями и навыками. Сформированы умения и навыки у дошкольника, которые необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.