Наталья Дробович
Родительское собрание «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть: «Совсем немного науки»
Как говорил, Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Правильная, выразительная речь - портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)
Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:
• Устную речь (говорение и слушание) ;
• Письменную речь (письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей, а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Работа по развитию речи ребёнка в д / с осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях (музыкальном занятии)
и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.
2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. А вот и наша станция - «Творческая»
Подберите признаки к словам:
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)
-небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)
Ай, да молодцы! А нам пора ехать дальше…
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…
2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»
(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!
А мы поедем дальше…
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.
3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»
1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,чтоб показывать его,
Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,
А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.
Вот спина, а вот животик,
Ножки. Ручки,
Глазки, Ротик, Носик,
Ушки, Голова,
Показать успел едва
4) И последняя станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игры:
1. «Насос»
Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
2. «Вьюга»«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
Игра с движением
3. «Самолет» :
Ручками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ,
Ручки все подняли
И дружно отпустили
И сели все в волшебный самолет
Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
А самолет летит У-У-У-У-У
А теперь игры на формирование фонематического слуха.
1. «Звуковые бочонки»
Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки.
2. «Волшебный мешочек»
Речевая игра «Прогулка в лес»
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей, по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог, чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей, даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!