Ольга Обозина
Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
( авторы: Обозина Ольга Николаевна, Овсянникова Марина Владимировна)
Тема: «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»
Задача родительского собрания : донести до родителей, что основной задачей речевого развития – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Участники: заведующий ДОУ, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.
Место проведения: музыкальный зал.
План проведения собрания.
I. Подготовительная часть.
II. Вводная часть.
III. Основная часть.
IV. Заключительная часть (организационные вопросы, подведение итогов, решение).
I. Подготовительная часть.
- анкетирование для вновь прибывших детей;
- оформление выставки для родителей (программа Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы; методическая литература по теме родительского собрания, детская художественная литература);
- для показа слайдов опущен экран и включен проектор;
- оформление родительского уголка : папки-передвижки, статьи по теме собрания, рекомендации для родителей
II. Вводная часть. (Выступление заведующего ДОУ (Ф. И. О.)
Уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призывает вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
К сожалению, рутина в повседневной жизни лишает малыша и его родителей на общение. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребёнка.
Вместо задушевного общения, тёплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами. Между тем, для ребёнка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причём для них обоих.
III. Основная часть.
1. Выступление учителя-дефектолога (показ презентации)
«Пальчиковые игры и развитие речи дошкольников»
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М. М. Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни был разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-тимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнения обеих рук проводить 2-3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-тимесячного возраста можно давать малышу перебирать сначала крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще аз можно убедиться в мудрости и уникальности опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Мальчик-пальчик», «Сорока-белобока».
Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Виды пальчиковых упражнений.
1. Игры-манипуляции
“Ладушки-Ладушки”, “Сорока-белобока” - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
“Пальчик-пальчик, где ты был?” “Мы делили апельсин”, “Этот пальчик хочет спать”, “Этот пальчик дедушка”, “Раз, два, три, четыре, кто живет у нас в квартире”, “Пальчик пошли гулять” - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
“Пальчики здороваются” - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем / правой, левой руки, двух одновременно/.
“Распускается цветок” - из сжатого кулачка поочередно “появляются” пальцы.
“Грабли” - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:
“Песенка язычка”
Ла – ла – лалала, лололо – ло – ло – ло….
Па – па, ма- ма, ба- ба, де- да…
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения
/ “гимнастика мозга”/
Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
“Колечко” - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
“Кулак – ребро – ладонь” - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе/.
“Ухо – нос” левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
“Симметричные рисунки” - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время “рисования” на свою руку.
“Горизонтальная восьмерка” нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание / от периферии к центру/.
“Помоем руки под горячей струей воды” - движение, как при мытье рук.
“Надеваем перчатки” - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
“Засолка капусты” - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
“Согреем руки” - движения, как при растирании рук.
“Молоточек” - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки “ забивать гвозди”.
“Гуси щиплют траву” - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
“Бабочка” - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения / “трепетание пальцев”/.
“Сказка” - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой-либо персонаж.
“Осьминожки” - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Работу эту можно начинать с ясельной группы. Дети учатся играть с пальчиками во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков
Упражнение 1. "Заплети косичку" - три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. "Бумага" - смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. "Спецрисование" - по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Упражнение 4. "Раскрась" - книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.
Упражнение 5. "Штриховка" - линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т. д.
Упражнение 6. "Выщипывание" - нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т. п.
Упражнение 7. "Аппликация выщипыванием" - нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких - получится неваляшка).
Упражнение 8. "Резиновая игрушка" - сжимать, разжимать резиновую игрушку.
Упражнение 9. "Бусы" - нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т. п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. "Мотылек" - грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.
Упражнение 11. "Чудесный мешочек" - мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв - ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 12. "Щепотка" - пальцы сжать в щепотку - развести в стороны.
Упражнение 13. "Трещотка" - коробку из под спичек в 1/3 её объёма обмотать нитками, завязать нитку, между нитками вложить спичку, перекрутить несколько раз. Перебирая пальцами касаться свободного конца спички.
Упражнение 15. "Мозаика" - (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т. д.
Упражнение 16. "Конструирование" - использовать любой материал, выкладывать предмет, геометрические фигуры и т. д.
Упражнение 17. "Лепка" - разминать, катать между ладонями, на столе пластилин, воск, глину, затем делать предмет.
Упражнение 18. "Поделка" - из природного и бросового материала сделать тематический набор (одежда, посуда и т. д.).
Упражнение 19. "Карандаш" - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями.
Упражнение 20. "Завяжи-развяжи" - полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 21."Застегни - расстегни" - застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).
Упражнение 22. "Нитки" - смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
Упражнение 23. "Шнуровка" - полоска материи или клеенки закреплена на картоне с обеих сторон материи петли и один шнурок.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки :
1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовление из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
2. Выступление воспитателя (Ф. И. О.)
«Как общаться с ребёнком, имеющим нарушения в развития»
Для общения с ребёнком используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и весёлым.
Разговаривайте с ребёнком по дороге в детский сад, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т. д.
Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребёнком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.
Помните: ребёнок от рождения наделён способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на желание малыша пообщаться с родителями.
У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей, возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у ребёнка в норме.
Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребёнка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.
Обучайте ребёнка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладение речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.
Основой вашего общения с особым ребёнком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет ребёнку раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.
Систематически играйте с ребёнком, озвучивайте при этом всё, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создаёт у малыша комфортное состояние.
Рассматривайте и читайте книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.
Способствуйте развитию общения с особым ребёнком, используя для этого разные приёмы и способы, вызывающие его ответные реакции.
При общении обязательно называйте малыша по имени.
Поощряйте любую попытку что-то вам сказать, обратиться за помощью; побуждайте желание ребёнка общаться с другими членами семьи.
Старайтесь расширять круг общения ребёнка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия; передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.
Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребёнка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.
Приобщении с ребё нком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:
разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;
при разговоре повернитесь к ребёнку лицом и смотрите ему в глаза;
не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца;
постарайтесь быть внимательным заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребёнком на домашние дела;
не разглашайте детские секреты, которые ребёнок вам доверяет.
Обращайте внимание ребёнка на правильность произношения звуков и слов при разговоре; контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребёнка к речевой деятельности. Общение особого ребёнка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.
Только при систематическом общении с проблемным ребё нком можно получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, определённые слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.
3. Выступление воспитателя (Ф. И. О.)
«Как научить ребёнка общаться, если он не говорит»
Как известно, общение – одна из главных человеческих потребностей. Ребёнку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающим миром, хотя до первых слов ему ещё далеко.
Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребёнка.
Родителям особого ребёнка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.
Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очерёдность в диалоге.
Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные жизненные ситуации ребёнка, даже если он не имеет возможности говорить.
Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребёнка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.
Старайтесь в это время обучать малыша умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, соблюдать очерёдность в диалоге, подражать взрослому, применять навыки общения в повседневной жизни.
Вырабатывайте у ребёнка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей. Для особого ребёнка такой вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром. Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующего с языковыми понятиями.
Прежде всего для успешной коммуникации установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.
Научите ребёнка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желание, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чём-то сообщить. Покажите, что вы не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.
При обучении навыкам общения учитывайте прежде всего интересы ребёнка; совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки; копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.
Чаще играйте с ребёнком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.
В довербальный период общения проводите планомерную работу по формированию «предсловаря» ребёнка, включающего в себя вокализации и жесты, которыми он может выражать свои чувства и потребности.
Организуйте с ребё нком совместные игры с использованием разных жестов: например: находясь перед зеркалом, указательным пальцем обратите его внимание на отражение; словами побуждайте его посмотреть на себя, на маму; жестом покажите на себя и на вас.
В разговоре с ребёнком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия (ай, ой, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями:
ай – руки прижаты к себе, на лице отобразить выражение испуга;
ай-я-яй – укоризненно покачай головой и погрозить пальцем;
ой – на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;
эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.
При высокой сформированности у ребёнка невербального общения он способен использовать разные жесты, которые ассоциируются с языковыми понятиями.
Каждый жест ребёнок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определённые сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответственно реагировать.
Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют его вхождению в мир близких людей.