Лучший педагог года

Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»

Ольга Обозина
Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

( авторы: Обозина Ольга Николаевна, Овсянникова Марина Владимировна)

Тема: «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»

Задача родительского собрания : донести до родителей, что основной задачей речевого развития – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.

Публикация «Родительское собрание „Развитие речи дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

Участники: заведующий ДОУ, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения собрания.

I. Подготовительная часть.

II. Вводная часть.

III. Основная часть.

IV. Заключительная часть (организационные вопросы, подведение итогов, решение).

I. Подготовительная часть.

- анкетирование для вновь прибывших детей;

- оформление выставки для родителей (программа Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы; методическая литература по теме родительского собрания, детская художественная литература);

- для показа слайдов опущен экран и включен проектор;

- оформление родительского уголка : папки-передвижки, статьи по теме собрания, рекомендации для родителей

II. Вводная часть. (Выступление заведующего ДОУ (Ф. И. О.)

Уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призывает вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

К сожалению, рутина в повседневной жизни лишает малыша и его родителей на общение. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребёнка.

Вместо задушевного общения, тёплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами. Между тем, для ребёнка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причём для них обоих.

III. Основная часть.

1. Выступление учителя-дефектолога (показ презентации)

«Пальчиковые игры и развитие речи дошкольников»

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М. М. Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни был разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-тимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнения обеих рук проводить 2-3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-тимесячного возраста можно давать малышу перебирать сначала крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще аз можно убедиться в мудрости и уникальности опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Мальчик-пальчик», «Сорока-белобока».

Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Виды пальчиковых упражнений.

1. Игры-манипуляции

“Ладушки-Ладушки”, “Сорока-белобока” - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

“Пальчик-пальчик, где ты был?” “Мы делили апельсин”, “Этот пальчик хочет спать”, “Этот пальчик дедушка”, “Раз, два, три, четыре, кто живет у нас в квартире”, “Пальчик пошли гулять” - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

“Пальчики здороваются” - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем / правой, левой руки, двух одновременно/.

“Распускается цветок” - из сжатого кулачка поочередно “появляются” пальцы.

“Грабли” - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:

“Песенка язычка”

Ла – ла – лалала, лололо – ло – ло – ло….

Па – па, ма- ма, ба- ба, де- да…

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения

/ “гимнастика мозга”/

Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

“Колечко” - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

“Кулак – ребро – ладонь” - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе/.

“Ухо – нос” левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

“Симметричные рисунки” - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время “рисования” на свою руку.

“Горизонтальная восьмерка” нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание / от периферии к центру/.

“Помоем руки под горячей струей воды” - движение, как при мытье рук.

“Надеваем перчатки” - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

“Засолка капусты” - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

“Согреем руки” - движения, как при растирании рук.

“Молоточек” - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки “ забивать гвозди”.

“Гуси щиплют траву” - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

“Бабочка” - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения / “трепетание пальцев”/.

“Сказка” - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой-либо персонаж.

“Осьминожки” - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Работу эту можно начинать с ясельной группы. Дети учатся играть с пальчиками во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков

Упражнение 1. "Заплети косичку" - три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. "Бумага" - смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 3. "Спецрисование" - по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.

Упражнение 4. "Раскрась" - книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.

Упражнение 5. "Штриховка" - линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т. д.

Упражнение 6. "Выщипывание" - нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т. п.

Упражнение 7. "Аппликация выщипыванием" - нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких - получится неваляшка).

Упражнение 8. "Резиновая игрушка" - сжимать, разжимать резиновую игрушку.

Упражнение 9. "Бусы" - нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т. п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. "Мотылек" - грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. "Чудесный мешочек" - мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв - ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. "Щепотка" - пальцы сжать в щепотку - развести в стороны.

Упражнение 13. "Трещотка" - коробку из под спичек в 1/3 её объёма обмотать нитками, завязать нитку, между нитками вложить спичку, перекрутить несколько раз. Перебирая пальцами касаться свободного конца спички.

Упражнение 15. "Мозаика" - (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т. д.

Упражнение 16. "Конструирование" - использовать любой материал, выкладывать предмет, геометрические фигуры и т. д.

Упражнение 17. "Лепка" - разминать, катать между ладонями, на столе пластилин, воск, глину, затем делать предмет.

Упражнение 18. "Поделка" - из природного и бросового материала сделать тематический набор (одежда, посуда и т. д.).

Упражнение 19. "Карандаш" - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями.

Упражнение 20. "Завяжи-развяжи" - полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 21."Застегни - расстегни" - застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).

Упражнение 22. "Нитки" - смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

Упражнение 23. "Шнуровка" - полоска материи или клеенки закреплена на картоне с обеих сторон материи петли и один шнурок.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки :

1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;

2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовление из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

2. Выступление воспитателя (Ф. И. О.)

«Как общаться с ребёнком, имеющим нарушения в развития»

Для общения с ребёнком используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и весёлым.

Разговаривайте с ребёнком по дороге в детский сад, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т. д.

Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребёнком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

Помните: ребёнок от рождения наделён способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на желание малыша пообщаться с родителями.

У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей, возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у ребёнка в норме.

Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребёнка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

Обучайте ребёнка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладение речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

Основой вашего общения с особым ребёнком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет ребёнку раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

Систематически играйте с ребёнком, озвучивайте при этом всё, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создаёт у малыша комфортное состояние.

Рассматривайте и читайте книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

Способствуйте развитию общения с особым ребёнком, используя для этого разные приёмы и способы, вызывающие его ответные реакции.

При общении обязательно называйте малыша по имени.

Поощряйте любую попытку что-то вам сказать, обратиться за помощью; побуждайте желание ребёнка общаться с другими членами семьи.

Старайтесь расширять круг общения ребёнка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия; передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребёнка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

Приобщении с ребё нком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

при разговоре повернитесь к ребёнку лицом и смотрите ему в глаза;

не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца;

постарайтесь быть внимательным заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребёнком на домашние дела;

не разглашайте детские секреты, которые ребёнок вам доверяет.

Обращайте внимание ребёнка на правильность произношения звуков и слов при разговоре; контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребёнка к речевой деятельности. Общение особого ребёнка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

Только при систематическом общении с проблемным ребё нком можно получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, определённые слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.

3. Выступление воспитателя (Ф. И. О.)

«Как научить ребёнка общаться, если он не говорит»

Как известно, общение – одна из главных человеческих потребностей. Ребёнку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, просить о помощи, устанавливать связь с окружающим миром, хотя до первых слов ему ещё далеко.

Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребёнка.

Родителям особого ребёнка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

Оно включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очерёдность в диалоге.

Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные жизненные ситуации ребёнка, даже если он не имеет возможности говорить.

Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребёнка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

Старайтесь в это время обучать малыша умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, соблюдать очерёдность в диалоге, подражать взрослому, применять навыки общения в повседневной жизни.

Вырабатывайте у ребёнка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей. Для особого ребёнка такой вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром. Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующего с языковыми понятиями.

Прежде всего для успешной коммуникации установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

Научите ребёнка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желание, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чём-то сообщить. Покажите, что вы не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

При обучении навыкам общения учитывайте прежде всего интересы ребёнка; совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки; копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

Чаще играйте с ребёнком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

В довербальный период общения проводите планомерную работу по формированию «предсловаря» ребёнка, включающего в себя вокализации и жесты, которыми он может выражать свои чувства и потребности.

Организуйте с ребё нком совместные игры с использованием разных жестов: например: находясь перед зеркалом, указательным пальцем обратите его внимание на отражение; словами побуждайте его посмотреть на себя, на маму; жестом покажите на себя и на вас.

В разговоре с ребёнком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия (ай, ой, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями:

ай – руки прижаты к себе, на лице отобразить выражение испуга;

ай-я-яй – укоризненно покачай головой и погрозить пальцем;

ой – на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;

эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

При высокой сформированности у ребёнка невербального общения он способен использовать разные жесты, которые ассоциируются с языковыми понятиями.

Каждый жест ребёнок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определённые сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответственно реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют его вхождению в мир близких людей.

Публикации по теме:

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей младших дошкольников» Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Повестка дня. 1. Доклад по теме собрания. 2. Выступление ПДО по физической культуре.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Род. собр. «Развитие речи мл. дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Программное.

Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников» Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников" Цели и задачи проведения собрания: - Раскрыть значение речи.

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Родительское собрание МБДОУ "Проскоковский детский сад "Теремок" Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей).

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Родительское собрание «Развитие речи в первой младшей группе» Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть: «Совсем немного науки» Речь - форма общения. В дошкольном.

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие речи младших дошкольников»Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников посредством использования произведений художественной.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей 3–4 лет» Родительское собрание во 2-младшей группе «Развитие речи детей 3-4 лет» Цели: • создать условий для речевого развития дошкольников; • способствовать.

Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 00:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Обозина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД