Садбекова Куляш Жумабаевна
Родительское собрание-практикум «Значение развития мелкой моторики руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-показать важность работы по развитию мелкой моторики пальцев рук
-обозначить взаимосвязь мелкой моторики и речи дошкольников
-научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики
Повестка дня:
1. Значение мелкой моторики для подготовки ребёнка к школе.
2. Многообразие способов развития мелкой моторики
3. Практикум для родителей
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Подготовительная работа:
1. Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина
2. Организация выставки развивающих игр
3. Пальчиковые игры (фото)
Ход собрания:
В самостоятельной деятельности я предложила детям отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие ПЯТЬ да ПЯТЬ.
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
Дети угадали. Это пальцы. Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у детей.
Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, например:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Не забывать также о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?
Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты : память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Поэтому очень важно начать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше до поступления ребёнка в школу.
«Многообразие способов развития мелкой моторики пальцев рук у детей» :
Без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о них и как их можно применять дома:
• Работа с ножницами
• Работа с раскрасками (штриховка)
• Пальчиковая гимнастика
• Шнуровка
• Игры с конструктором, мозаикой
• Лепка из пластилина, теста
• Нанизывание бусин, бисера
• Игры с крупами
Эти игры:
• Развивают мелкую моторику
• Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева
• Формируют навыки шнуровки
• Способствуют развитию речи
• Развивают творческие способности
• Косвенно готовят руку к письму
• Развивают усидчивость
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развивать мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. А также создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыты, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
ПРАКТИКУМ для родителей :
1. Помассировать пальцы с помощью шариков и колечек
2. Пальчиковая гимнастика «Два большие братца спорят…»
3. Приёмы развития мелкой моторики пальцев рук с помощью лепки из солёного теста
4. На столах дощечки для лепки, стеки, солёное тесто.
5. Родителям предлагается сделать сувениры и украсить их.
6. Оригами
7. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных и птиц.
8. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
9. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью Оригами).
10. Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики.
11. Показываю фото где зафиксированы дети, выполняющие некоторые упражнения в группе:
12. «Зайчики»
13. «Здравствуй»
14. «Математика на пальцах» :
i. «Лишнее число», «Покажи соседа»
15. «Апельсин»
16. «Два большие братца спорят»
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.
Далее вручается памятка каждому участнику «Развитие у ребёнка мелкой моторики» :
• Как можно чаще давайте ребёнку карандаш, пусть обводит всё что попадётся под руку (дно стакана, ладонь, формочки для печенья).
• Пришивание пуговиц (под наблюдением взрослого)
• Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки, ягоды и т. д.
• На листе в клетку нарисуйте несложный узор и предложите ребёнку его повторить. Узоры усложняются.
• Рисование крупами или песком. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами
• «Помогаем маме» : в небольшую ёмкость с низким бортиком насыпьте в равных долях фасоль и горох (по 10 шт.). Перемешайте. Ребёнок одной рукой должен выбирать фасоль, другой – горох.
• «Котёнок кусается»
• Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котёнок глупыш
Он думает, это не палец, а мышь.
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
• «На лыжах» : на столе перед ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается по столу плавно, как на лыжах.