Ольга Катюха
Родительское собрание «Общение ребенка в семье. Развитие речи младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Чебурашка»
Филиал Автономного учреждения
Дошкольного образования
Муниципального образования
Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Протокол №2
Дата 23.01.2023г
Родительское собрание в первой младшей группе «Ромашка»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
по теме «Общение ребенка в семье. Развитие речи младшего дошкольника»
Проведение собрания через платформу «Zоом»
Председатель: Катюха О. Ф. Бабушкина А. В
Секретарь: Сошина А. Е
Присутствовали: 7 человек.
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь детского сада.
План работы родительского собрания :
1. «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада. Проблемы». (восп. Катюха О. Ф.)
2. «Игры, способствующие речевому развитию, в которые можно играть дома с детьми».
3. Разное
Ход родительского собрания.
1. Выступление воспитателя Катюха О. Ф
Здравствуйте, уважаемые родители, рада приветствовать вас на родительском собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
А часто ли вы родители задумываетесь о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли вас это сейчас
1. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить.»
Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка.
С чего начать?
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.
Мы и поговорить с вами о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. В наше быстроустремляющее время все больше детей с задержкой речевого развития. Одна из главных проблем это компьютер, телефон, телевизор. Родители не всегда контролируют время пребывания ребенка за этими вещами. Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на др. занятиях художественно- эстетических (рисование, лепка) музыкальном; а так же вне занятий – в игровой деятельности; в повседневной жизни.
На занятиях по развитию речи мы : читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопросы (о чём, о ком читали, что это, а это кто? и т. д.
Для вас родители. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
Идёте домой из д/с или в д/с ПРОСЬБА разговаривайте с ребёнком, рассказывайте о чём ни будь, описывайте всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавайте вопросы если ребёнок говорит (как прошёл день, Чем занимался, что кушал? И т. д.
И потом когда вы уже сами забудете, о чём вы рассказывали малыш вам сам всё расскажет, а вы будете удивляться, откуда он всё знает?
Комментирование действий- это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
На художественно- эстетических занятиях мы: рисуем, лепим.
На рисовании мы рисуем и карандашами и пальчиками.
Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука: следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Надо сказать это самые любимые занятия детей
2. Выступление воспитателя: Бабушкина А. Н
Для вас родители.
Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Не даром педагоги и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Для развития мелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, бусы, мозаика и др Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие мышления и памяти, внимания; воспитывает эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек.
А сейчас мы поиграем с вами.
Проводятся пальчиковые игры с родителями : «Наша группа», «Замок», «Зайка», «Гномики»
«Две сороконожки», которые вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
- Игры с пальчиками — это не только для развития речи и мелкой моторики, но и радостное общение с близкими людьми.
Так же детям очень необходима гимнастика язычка. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?
• С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей.
• Когда мы говорим с ребенком, очень важно: говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское».) Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»
• Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.
• Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове.
• Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
• А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Надеемся, что все выше сказанное поможет не только развивать правильную, полноценную речь Вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи.
Дома уделяйте внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, потешки, загадки, стихи и разучивайте их. Поощряйте в семье занятия ребенком рисованием, конструированием и лепкой. Больше бывайте на природе. Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения. Пусть дети радуют Вас. Спасибо за внимание!
Председатели
Секретарь