Светлана Карловна Соболева
Родительское собрание «Не навреди себе и природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Не навреди себе и природе»[/b]
Форма проведения: Игра – викторина
Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; правил экологически грамотного, безопасного поведения; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Участники: родители, педагоги, дети.
Публикация «Родительское собрание „Не навреди себе и природе“» размещена в разделах
План проведения:
1. Круглый стол по теме собрания
2. Выступление воспитателя
3. Игра – викторина
4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
ход собрания
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Чтобы нам с вами настроиться на работу, зарядиться позитивом, давайте, организуем небольшой круг общения.
b]. Вопросы[/b]
2.1. как сохранить животных и растения на земле?
а) вообще не трогать
б)пользоваться излишками
в)уметь хозяйствовать, а не хозяйничать
ответ (в)
2.2. Хватит ли нам кислорода на земле?
а) странный вопрос
б) не стоит беспокоиться
в) пора побеспокоиться
ответ (в) кислород атмосферы - это продукт фотосинтеза или растительный продукт. Леса с каждым годом редеют, а в атмосфере скапливается все больше токсичных газов (от автомобилей и предприятий) кислород нужен всем.
2.3. Когда день рождения у Земли?
а)22 декабря
б) 22 июня
в) 22 апреля
ответ (в) В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать день рождения Земли 22 апреля. С 1995 г. этот день отмечается у нас.
2.4. Что такое лесная эстетика?
а) лесная красота
б)наука о лесе
в)пособие для художника
ответ (а) заместитель Министра лесного хозяйства России Рэм Бобров за кубометрами и погонными метрами леса сумел разглядеть лесную красоту и написал книгу "Лесная эстетика". Прочитав ее, Вы будете смотреть на лес другими глазами: добрыми и счастливыми.
Коллективное обсуждение вопросов.
Воспитатель: Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Какими качествами должен обладать «экологически грамотный человек?»
- Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки?
- Как Вы сами относитесь к природе?
- Знакомите ли вы детей с правилами поведения по отношению к природе?
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, птиц, а другие - нет?
- Приходилось ли вам вместе с вашим ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
- Рассказываете ли вы своим детям о правилах безопасного поведения в природе?
Выступление воспитателя
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Интерес к природе необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у птиц, животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, мы формируем не только знания о природе, но и отношение детей к ней. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье. Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности - отношением самих взрослых (родителей) к природе.
Отправившись всей семьёй на прогулку в лес, на луг, мы восхищаемся многообразием природного мира. Важно познакомить ребёнка с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
Мир природы очень разнообразен. В природе всё взаимосвязано. Знакомьте детей с интересными фактами, просматривайте телепередачи о природе, читайте энциклопедии, чтобы поддержать его интерес. Объясните, что сохранение природы во многом зависит от самого человека. Дети должны знать правила поведения на природе, а взрослые доказывать их своим личным примером. Например, можно объяснить, почему нельзя разжигать костёр в лесу. Потому что, там, где разводили костёр, 5 лет не сможет расти трава, а ещё это может послужить пожароопасной ситуацией для леса и его обитателей. Не забывайте говорить и показывать ребёнку ядовитые травы и грибы. Но и уничтожать их не стоит, потому что в лесу есть животные, которым они нужны как лекарство.
Поездка в лес понравится любому ребенку, ведь на природе можно бегать, прыгать, веселиться. А среди деревьев и кустарников спрятано столько всего интересного!
Если мамы и папы будут знать правила безопасности на природе, отдых точно получится замечательным!
Воспитатель: А сейчас вас уважаемые родители приглашаем поиграть вместе с детьми. Для этого нам надо разделиться на две команды.
Родители и дети делятся на две команды.
Игра – викторина:
1 задание : «Какие пропущены слова в пословице о природе» за каждый правильный ответ одно очко.
Рощи да леса - всему миру (краса)
Лето собирает, а зима (подъедает)
Был бы лес, (соловьи) прилетят.
Лето пролежишь, зимой с сумой (побежишь)
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая (рябина)
Что летом (родится, то зимой пригодится.
Будет зима – (будет) и лето.
Солнце на лето, (зима) на мороз.
По дважды в год (лета) не бывает.
Летом (нагуляешься) - зимой наголодаешься.
Летний день – (год) кормит.
2 задание: Поступи правильно.
Правила игры:
Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением правильных и неправильных действий в природе: мальчик дразнит животных, девочка рвет и ест плоды растений, девочка залезла в воду, мальчик поджигает в лесу сухую траву, трогает поганку, повреждает кору деревьев, разоряет муравейник и т. д.
3 задание Вопросы для участников. Получает очко та команда, которая отвечает правильно.
Экологический ринг для родителей и детей 1 ком
1. Каких перелетных птиц вы знаете?
2. А каких перелетных птиц называют зимними гостями?
3. Какие птицы называются оседлыми? (Зимующими)
4. Чем деревья отличаются от кустарников?
5. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
6. Куда осенью исчезают насекомые?
7. Какие домашние птицы умеют плавать?
8. Кого называют санитарами леса?
9. Какие звери впадают в спячку?
10. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит?
Экологический ринг (2 ком)
1. Чем ель отличается от сосны?
2. У каких животных есть иголки?
3. Кто в лесу всю зиму спит?
4. Чем отличается береза от других деревьев?
5. Когда клест выводит птенцов, почему?
6. Лев дикое или домашнее животное?
7. Придумайте кличку собаке?
8. Где живет белка?
9. Как заяц готовиться к зиме?
10. Какие деревья зимой и летом одним цветом?
1. Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
4. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
5. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
6. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
7. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
8. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
9. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
10. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
11. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
12. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
4. Игра «Ромашка»
Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки об явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.
Загадки:
1) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
2) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
3) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора. (Зима)
4) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)
5) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
6) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)
7) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)
8) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
9) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
10) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
11) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)
12) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)
13 Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)
14) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)
5. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.
Сломать дерево не долго, \ растить годы
Много леса не губи \ мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз \ с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой,\ они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, \ а осенью гноит
Весна красна цветами, \а осень хлебами
Рощи да леса \ родного края краса.
А сейчас мы поиграем
Игра «Прилетели птицы»
Воспитатель.
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь и вы услышите, что – то другое, то можно хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Дети.
Мухи!
Воспитатель.
А мухи - это кто?
Дети.
Насекомые.
Воспитатель.
Вы правы. Ну что ж, продолжаем
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… (дети хлопают)
Как вы считаете дети:
Много скворечников – хорошо или плохо?
Много детей у скворечников – хорошо или плохо?
Много птиц в скворечниках – хорошо или плохо?
Подведение итогов викторины,
Награждение победителей.
Далее идет обсуждение разных вопросов.