Ирина Волкова
Родительское собрание «Экологическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
ХОД
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
Все знают, что 2017 год объявлен годом экологии.
Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит семье.
Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология — это наука о доме, о месте жительства животных и растений. Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом. Что, прежде всего нам поможет?
Это и разнообразные прогулки, наблюдения, которые необходимы для того, чтобы научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.
А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…
Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.
В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно - образовательная работа, в которой важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.
В детском саду мы проводим занятия, беседы по экологии, опыты и эксперименты, прогулки на свежем воздухе, наблюдения в природе, совместно с вами участвуем сезонных в конкурсах поделок и рисунков, разучиваем настольные и подвижные игры экологического характера. Всю эту работу мы стараемся отобразить в фотографиях, которые выкладываем на сайте.
Сегодня мы хотим предложить вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нужно разделиться на две группы. Учитываться будет правильность и быстрота ответов.
Нам с вами предстоит выяснить, насколько хорошо мы знаем нашу родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, насекомых, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.
Предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
1. Какие животные живут в лесах? (медведь, лось, лиса, волк и т. д.)
2. Кто полгода живет без обеда? (медведь, барсук, ёж)
3. Вспомните название русских народных сказок, одним из героев которых – заяц.
4. Какие звери летают? (белки, летучие мыши).
5. Как по спилу дерева узнать, сколько ему лет? (на спиле четко видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет).
6. Что за трава, которую сможет узнать даже слепой? (крапива)
7. Дерево- символ нашей Родины? (береза)
8. Какие лекарственные травы вы знаете? (Ромашка, мать-и-мачеха, крапива, подорожник, зверобой, душица, мята)
Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.
А какие народные приметы Вы знаете? (Чья команда больше назовет)
- Зимой бураны – лето будет (ясное)
- Холодная зима к … (тёплой весне)
- Много ягод на рябине (к холодной зиме)
- Зимой туманный круг около солнца – …. (к метели)
- Зимой воробьи сильно чирикают – к (оттепели)
- Синичка с утра пищит у окна (ночью жди мороза)
- Черемуха цветет - к холодам.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Длинные сосульки - к долгой весне.
-Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать.
-Комары и мошки столбом толкуются - жди сухой погоды.
-Вечером сильно стрекочут кузнечики - к теплой погоде.
-Кошка, свернувшись в клубочек, спит - к морозу.
Игра «Ромашка»
А сейчас мы предлагаем вам собрать цветок - ромашку, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы. Ваша задача, поочередно отгадывать загадку и лепесток прикреплять на доску к нашей ромашке.
Загадки:
1) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
2) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
3) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора. (Зима)
4) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
5) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)
6) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
7) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
8) Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
9) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)
10) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)
Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т. е. познакомить с методами саморегуляции. Мы предлагаем вам проиграть сейчас игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:
Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.
Игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
У вас на столах лежат карточки с высказываниями. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ.
Примеры высказываний:
1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».
Уважаемые родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе». Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги : утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.
Подводя итог теме нашего собрания «Экологическое воспитание в ДОУ», мы хотим сказать большое спасибо за участие в играх. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка.
«Гимн природе»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.