Ольга Разбежнова
Родительское собрание на тему «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв.
В настоящее время одной из острейших проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание патриотических чувств. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Публикация «Родительское собрание на тему „Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям -отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств является приобретение исторических знаний. Они необходимы для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Исходя из этого, в данном направлении работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Очень важным для воспитания патриотических чувств является приобретение исторических знаний. Они необходимы для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время ознакомления с художественной литературой, на занятиях, в играх, в труде, в быту.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы, благородные чувства. Оттого, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, в художественной литературе, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается путем приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм, к художественной литературе.
Чтобы проводить эту работу с детьми старшего дошкольного возраста педагог должен правильно отбирать и использовать художественную литературу.
В произведениях художественной литературы отражаются особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Так, в начале учебного года знакомя детей с историей возникновения родного города (накануне празднования Дня города, изначально знакомим с легендой возникновения села Морша, переименование села в город по указу императрицы Екатерины 2 и утверждению царским указом герба города. Для оснащения наглядности используем презентации с фотоматериалом прошлого века. Параллельно продолжаем работу по ознакомлению с родным городом: с улицами города, с его достопримечательностями, с памятниками героям–победителям. С этой целью используем литературный материал местных писателей: Е. Шамина, Е. Лакиной, Г. Привезенцева, В. Кулагиной и др. из подборки материала в газете «Согласие» за текущие года. Особое место в воспитании патриотических чувств занимает работа по теме: «Хлеб – всему голова». В методическом кабинете, в методических разработках воспитателей имеется достаточный литературный багаж по данной теме, например: М. Глинской «Прости меня, хлеб», Н. Семеновой «Хлебушко», Ю. Шишкова «Расти колосок», С. Михалкова «Булка» и др. Приобрели и используем новую книгу Т. Шорыгиной «Беседы о хлебе», с полной подборкой литературного материала соответственно возрасту детей.
В октябре продолжаем работу с детьми по теме: «Москва – столица России. Герб Москвы». С целью расширения имеющихся у детей знаний используем литературный материал И. Токмаковой «Красная площадь», Ф. Глинки «Москва» (в сокращении, И. Векшегонова «Столица» и др.
В первом квартале учебного года продолжаем знакомство с конституцией РФ, с правами ребенка. Используем подборку методического материала из журнала «Ребенок в детском саду» за 2003 – 2004 г., а также литературный материал книги О. Давыдовой, С. Вялковой «Беседы об ответственности и правах ребенка»
В канун празднования Дня народного единства 4 ноября для проведения занятия по познавательному развитию обогащали знания детей посредством использования литературного материала Интернет-ресурсов.
При подготовке к празднованию дня Матери использовали литературный материал С. Младовой «Стихи и рассказы о маме», Т. Шорыгиной.
В декабре продолжаем работу по ознакомлению с народными традициями и обычаями, используя литературный материал Н. Алешиной из пособия «Патриотическое воспитание дошкольников».
Задолго до празднования дня защитника Отечества проводим работу по расширению представлений детей о жизни и подвигах русских богатырей по книге Н. Карауховой «Русские богатыри», стихотворений из книги Л. Кондрыкинской «Дошкольникам о защитниках Отечества».
Нами запланирована и проводится работа по ознакомлению детей с природой родного края, используем серию брошюр Т. Шорыгиной «Лес и его обитатели», «Растения», «Животные» и др.
К Дню Космонавтики читали главы из детской энциклопедии «Космос», автор Н. Нуждина.
Нами была запланирована и проводится работа по подготовке к празднованию Дня Победы. Посредством литературных произведений знакомим детей с войной, с подвигами воинов, солдат, детей-героев, с городами-героями на примере литературных произведений С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне», А. Твардовского «Рассказы танкиста», Л. Соболева «Батальон четверых», Н. Внукова «На чужих крыльях», А. Митяева «Землянка».
Родителям даем рекомендации по расширению представлений об окружающей жизни посредством использования литературы, предлагаемой педагогами и детской библиотекой.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Мы можем гордиться своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами” не помнящими родства.
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.