Костюкова Оксана Анатольевна
Родительское собрание «Темперамент ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей дошкольников с разными типами темперамента, их особенностями.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «темперамент», психофизическими проявлениями темперамента в дошкольном возрасте.
Создать условия для выработки эффективных приемов взаимодействия с детьми.
Воспитывать стремление к самоорганизации, желание менять свои педагогические подходы в общении с детьми.
Ход собрания:
Оргмомент: Уважаемые родители, здравствуйте. Мы встретились сегодня, как и обычно, с важной для детей темой. Мы хотели бы обсудить такой вопрос, от которого зависит психологическое благополучие каждого ребенка. Но сначала создадим настрой на эффективную работу с помощью упражнения «Бег ассоциаций» (тема «ребенок», «взрослый»). Участники по очереди высказывают ассоциации со словом «ребенок», второй круг ассоциации со словом «взрослый».
Обратили ли вы внимание, что, когда назывались ассоциации про ребенка, слова были о тревожности, заботе, т. е. дети занимают все наши мысли. Особенно, как их воспитывать, но не причинить боль или вред. Поэтому тема, которую мы выбрали зависит от типа нервной деятельности детей (а значит неизменна и игнорировать ее невозможно). Обратите внимание на слайд.
Основная часть: (Слайд 2)
Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т. д.
Мини - лекция
Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?
Что влияет на формирование темперамента ребенка? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Но в наших силах скорректировать некоторые черты, поскольку нервная система человека пластична и поддается воздействию. И зная проявления, мы, взрослые, можем подстроиться под тип ребенка. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.
Перед вами разложены определения темпераментов разных авторов, Вам нужно выбрать то определение, которое по вашему мнению наиболее подходящее.
Что такое темперамент мы выяснили, теперь познакомимся с типами темперамента, опираясь на стихотворение.
«Четыре темперамента» Лорины Дымовой
Мы полагаем, что все математики,
Судя по рифме, обычно ФЛЕГМАТИКИ.
Любят салатики, ходят в халатике
И улыбаются, словно лунатики.
Часто встречаются в мире ХОЛЕРИКИ.
Ими обычно бывают Валерики.
Вечно ругаются, вечно в истерике –
Ладно бы в Туле, но даже в Америке!
Кто симпатичен – так это САНГВИНИКИ.
Плещутся в озере, лопают финики.
К людям добры, веселы и не циники.
Незаменимы на рынке и в клинике.
И – МЕЛАНХОЛИКИ.
Эти соколики
Вечно в тоске. И трусливы, как кролики.
Все их пугает – нотации, колики,
Проигрыш в крестики, проигрыш в нолики.
РЕЗЮМЕ
Если парламенты и департаменты
Будут учитывать ВСЕ темпераменты –
Сразу исчезнут у нас неурядицы,
Жизнь – вот увидите! - быстро наладится.
- В этом стихотворении описываются черты характера, но знаете ли Вы, что особенности темперамента проявляются в эмоциях, мимике человека? Сейчас мы потренируемся в распознавании темпераментов по эмоциям. Перед вами лежат изображения детей, которые относятся к определенному типу темперамента. Вам необходимо распределить изображения на четыре группы. Например, к холерику Вы выбираете изображения Кати, Марины, Коли и тд.
Давайте теперь проверим на сколько правильно Вы определили эмоции. (Проверяем задания)
- Спасибо, Вы справились с заданием на отлично! Ранее нами было проведено анкетирование на выявление типов темперамента среди детей. Так как к каждому темпераменту нужен свой подход, не все мы знаем, как вести себя в той или иной ситуации. Вашему вниманию мы предлагаем несколько ситуаций. Сейчас мы с вами постараемся их решить, чтобы Вы смогли их использовать в повседневной жизни.
Ситуация №1 холерик
Девочка Женя 5 лет: Мне 5 лет. Вчера в саду, я хотела поиграть с игрушкой, но воспитатель не разрешила мне её взять. Я очень разозлилась, стала кричать, плакать и просить игрушку. Дети в группе испугались моего поведения. Воспитатель была не довольна моим поведением и наказала меня, посадив меня на стул отдельно ото всех.
Воспитатель:
Уважаемые родители, как вы считаете, к какому типу темперамента мы отнесём Женю?
Как Вы считаете, правильно ли поступил воспитатель?
А как бы Вы поступили в это ситуации?
Что бы Вы, сказали Жене? Давайте не будем стесняться и буквально потренируемся, что можно сказать ребенку с точки зрения мамы ребенка. Как успокоить и улучшить поведение ребенка.
Ситуация № 2 меланхолик
Девочка Катя 4 года: Меня зовут Катя мне 4 года. Я боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий я вернулась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти снова, я начинала бояться, уговаривала маму оставить меня дома. Потому что я не умею самостоятельно расстелить, убрать покрывало для упражнений.
Воспитатель:
Уважаемые родители, как вы считаете, к какому типу темперамента мы отнесём Катю?
Как Вы считаете можно ли помочь ребенку?
Как бы Вы повели себя с ребенком в этой ситуации?
Как бы Вы успокоили ребенка? Что можно сказать ребенку с точки зрения мамы, или какой совет дать педагога по танцам.
Ситуация №3 флегматик
Девочка Аня 6 лет: Меня мама все время заставляет убираться, причем маме нужно все быстро. А я так не могу, мне нужно аккуратно и не торопясь. Мама меня часто из-за этого ругает.
Воспитатель:
Как Вы думаете, почему ребенок и мама не могут договориться?
Как бы Вы поступили на месте мамы?
Что бы Вы сказали Ане, чтобы ее успокоить? С вашей точки зрения, правильно ли поступила мама Ани?
Ситуация №4 сангвиник
Девочка Валерия 6 лет: Меня мама часто заставляет читать, но это скучно. Я не могу читать долго, мне интересно рисовать, играть с детьми, прыгать, бегать, но маме это не нравится она заставляет меня доводить дело до конца. От этого она стает злой и ругает меня.
Воспитатель:
Уважаемые родители, как вы считаете, к какому типу темперамента мы отнесём Валерию?
Как Вы думаете, почему ребенок и мама не могут договориться?
Как бы Вы поступили на месте мамы?
Что бы Вы сказали Валерии, чтобы ее успокоить?
Хорошо, все задания выполнили верно!
-Часто родители методом проб и ошибок ищут приемы воспитания, но забывают, что есть естественная детская деятельность, которая называется игра! Мы хотим предложить Вашему вниманию несколько игр для разных типов темперамента, играя в которые, можно незаметно для ребенка скорректировать некоторые черты:
Для меланхоликов – подходят игры с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игры с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками.
ИГРА «ИЩУ ДРУГА»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Содержание:
Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
Для сангвиников – подходят любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание бумаги и игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки».
ИГРА «ЛЯГУШКИ»
Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.
Содержание:
Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.
Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:
Две лягушечки с утра
Съесть хотели комара.
Далее взрослый говорит:
Комары все улетели,
И лягушки их не съели.
Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:
Тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем пора.
Для холериков – можно использовать подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные игры, физ. минутки, ритмичные танцы, игры с кеглями.
ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
Содержание:
Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача водящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.
Для флегматиков – подходит лепка, рисование, ролевые игры, моделирующие ситуации; игры-эксперименты; Puzzle; телесно- ориентированные игры и упражнения.
ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»
Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание:
Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.
С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.
-Мы продемонстрировали Вам по одной игре для каждого типа темперамента, но играя регулярно, можно получить определенный результат. Эти игры мы подобрали в небольшой сборник, надеемся, что они Вам пригодятся.
Еще один важный момент, который необходимо озвучить – это семьи, в которых растет не один, а более детей. И вероятность схожести темпераментов практически близка к нулю.
Поэтому послушайте, как могут взаимодействовать между собой дети разных типов темперамента. (раздаются листочки – напоминалки)
Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик.
Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник.
Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.
Более проблематично взаимодействуют между собой пары.
Холерик и меланхолик. В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто
Сангвиник – флегматик. В этом случае можно посоветовать следующее:
- флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам - попытаться быть более последовательным в делах и более надежным в своих обещаниях.
Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требует подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.
Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохо – двух холериков.
Подведем итоги
• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
•Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
•Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.
Заключительная часть. Наше собрание подходит к концу. И нам бы хотелось, чтобы Вы оставили пожелания для детей, которые могут их осчастливить. На доске нарисовано сердце. У вас есть заготовки ладоней. Вам нужно на них написать такое правило общения с ребенком, которое в обязательном порядке учитывает темперамент. Например, «Моего меланхолика я никогда не буду ругать за его медлительность». Подходя к стенду с ладошкой, нужно озвучить, то, что Вы написали на ладони.
Мы надеемся, что наши советы и Ваши пожелания помогут вашему ребенку быть счастливым несмотря ни на что.
Прежде чем попрощаться мы просим Вас оценить качество родительского собрания. Для этого Вам необходимо заполнить лист рефлексии «Чемодан, мясорубка, корзина». Если информация, которую Вы получили, Вам полезна, то Вы ставите знак «+» в графе чемодан, если Вам многое нужно обдумать, проанализировать, то в мясорубку. А если же информация вовсе бесполезна, то ставите знак «+» только в графе корзина.
-Спасибо за активное участие и включенность в наше родительское собрание! А в заключении мы хотим раздать памятку «Советы для воспитания детей с разными типами темперамента».
Список использованных материалов:
1. Диагностика в детском саду. Содержание и организация работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.
2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.