Юлия Маковеева
Родительское собрание «Современные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Сказка» с. Первомайское
Психологический смысл
современных игрушек : насколько они полезны?
Конспект общего родительского собрания
Составила
педагог-психолог
Маковеева Ю. М.
с. Первомайское
2019
Психологический смысл
современных игрушек : насколько они полезны?
Родительское собрание
Публикация «Родительское собрание „Современные игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Цель: дать родителям информацию о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
повышать педагогическую компетенцию родителей по проблеме использования игр и игрушек, активации игровой деятельности детей в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять психологические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
Форма проведения: родительское собрание
Участники: родители
Оборудование:
- столы расставлены по кругу, на столах заготовки зеленых и красных карточек,, «Памятки для родителей»;
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- низкорослые комнатные цветы для оформления зала;
- несколько игрушек : красивая кукла; музыкальная игрушка; мягкая игрушка.
Содержание доклада
1. Игрушки из «группы риска» и анти-игрушки.
2. Медиа-игрушки : «Монстр Те-Те-Ко».
3. Результаты опроса детей «Во что играют наши дети?»
Дополнительный информационный материал
См. памятка
- Виды «полезных» игрушек.
- Возрастные потребности детей в играх и игрушках.
- Методы противодействия рекламе.
- Основные правила просмотра мультфильмов.
Ход
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
– Давайте рассмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
I. Игрушки из «группы риска» и анти-игрушки
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве. Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу-трансформеру или самолету, ревущей и гремящей машине.
В "свои сокровенные друзья" ребенок скорее выберет куклу, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.
Это - Игрушки-защитники
Игрушки, которые можно обнять, к которым можно прижаться, которые позой и выражением лица излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.
- большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) мягкие плюшевые крокодилы…
Игрушки-утешители
Это могут быть мягкие небольшие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Плюшевые коровы, зайцы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки…
Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.
Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
Если Вы со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.
– Вы согласны или нет?
– Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек–паук, Бэтман. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки–трасформеры : человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
– Вы согласны или нет?
Игрушки, оказывающие
психологическое воздействие на ребенка
Обязательной сертификации игрушек на предмет их психологического воздействия на потребителя в стране нет. Сертификация производится только с точки зрения физической безопасности для детей.
Сейчас на рынке представлено многообразие игрушек, олицетворяющих негативные образы: монстры, игрушки с безобразными лицами, трансформеры, игрушки непропорциональных форм и пр., которые заставляют всерьез задуматься об угрозе психике современных детей.
Производители стараются всеми силами привлечь внимание покупателя и выпускают игрушки с завораживающими названиями: «борцы с привидениями», «победители вампиров», «воины тьмы» и т. п. Детская психика очень ранимая, и если ребенок будет играть такими непонятными и неестественными игрушками, то неизвестно, как это может отразиться на нем в дальнейшем.
– Вы согласны или нет?
В разнообразии современного игрушечного мира среди полезных игрушек можно встретить анти-игрушки, способные причинить вред нормальному физическому, психическому и духовно-нравственному развитию ребенка.
1) Игрушечное оружие - это могут быть ружья, стреляющие шариками и игрушечные мечи-копья, которыми можно пораниться (на первом месте по травматизму - игра «Дартс» - дротики).
2) «Игрушки-чудовища»
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших».
– Вы согласны или нет?
Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обострённой потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира.
Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров - своего рода тест для определенного психологического состояния ребё нка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.
Для возбудимых детей игра с монстрами - это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии.
Игру с монстрами нельзя запретить, можно только помочь ребёнку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.
Специалисты (детские врачи, психологи, педагоги) в своих исследованиях подтверждают, что, играя в подобные игрушки, у ребенка могут возникнуть детские страхи, неврозы, немотивированная агрессия, ночные кошмары и т. п.
Большой вред могут нанести игрушки, призванные знакомить детей с внутренним строением человека (набор «хирург», книжки-макеты тела человека и т. п.). В наборах- картонные или пластмассовые органы человека: пищевод, печень, желудок, легкие. Ребенку предлагается сложить человека, как конструктор, соорудить из деталей сосуды, а затем покрыть изделие мышечной оболочкой.
На первый взгляд идея кажется оправданной - дети получают представление о строении человеческого тела, развивают эрудицию, мелкую моторику. Однако с этической точки зрения, получается, что человек - это набор частей, конструктор, который можно разобрать и собрать.
Игра с пластмассовым мозгом и печенью выглядит жутко, дети находят им другое применение, разбрасывают по комнате, «скармливают» плюшевым мишкам и т. д. Игры с человеческими органами нарушают этические и нравственные принципы, развитие духовных качеств.
II. Медиа-игрушки : «Монстр Те-Те-Ко»
Мартин Линдстром, писатель, эксперт в области брендов сказал: «Наши дети - это первое поколение, рожденное с компьютерной мышью в руках и монитором – в качестве окна в мир. Дети начинают различать иконки раньше, чем читать… Они думают мегабайтами, размерами канала связи и разрешающей способностью экрана так же, как предыдущие поколения размышляли об обмене наклейками, запоминании результатов футбольных матчей и совершенствовании колес велосипедов».
Техника стала неотъемлемой частью жизни, и дети осваивают ее быстрее, чем взрослые.
«Трехголовый монстр «ТE-ТЕ-КО», имя которому придумал Сергей Азимов (российский бизнес-тренер) давно поселился в наших домах - это телевизор, телефон, компьютер.
Что влияет на восприятие детьми медиапродукции:
1. Психологические особенности дошкольников
На самых маленьких, лет до 4—5, рекламные телеролики оказывают просто наркотизирующее воздействие. Смена ярких картинок под громкую музыку и радостные вопли завораживают малышей, заставляют приклеиться к экрану и забыть обо всем. В силу возрастных особенностей функционирования мозга у детей превалирует эмоциональная сфера и соответствующее полушарие мозга, а аналитическое мышление еще только формируется. Не случайно из детства лучше всего запоминается то, что связано с сильными эмоциями. Чем меньше дети, тем эмоции у них ярче.
Подсознание ребенка, как губка, впитывает товарно-брендовый путь к достижению счастья. Ни одно стихотворение, выученное в школе, не может сравниться с запоминанием рекламы: потому что простому рекламному слогану сопутствует яркий эмоциональный образ, который задействует все органы чувств человека. Из-за особенностей своего мышления дети верят в рекламу и во все прочее, показанное по телевизору, верят истово и свято.
2. Особенности рекламного воздействия:
Дети часто оказываются той референтной группой, как говорят психологи, которая оказывает влияние на взрослых. Изощренные методы «выпрашивания» заставляют родителей принимать решение о покупке, что и требуется производителям рекламы.
Есть даже специальный термин «фактор выпрашивания». Он учитывается при размещении товаров в магазине. У входа обычно ставят самые большие игрушки, всё наиболее дорогое или бесполезное расположено на уровне глаз ребенка. Пока вы идете по торговому залу, ребенок отследит и потребует всё это. А у касс полно разной мелочи – шоколадок, брелков, чупа-чупсов. Производителям рекламы хорошо известно, что дети не покупают товар, они покупают упаковку. И эта упаковка действует безотказно.
Противодействие:
3. Ограничивайте время, проведенное у телевизора, компьютера. Даже, если Вам очень удобно, когда ребенок занят и не мешает Вам заниматься своими делами, помните о том, что слишком долгий просмотр может оказывать плохое влияние на ребенка. Это и нагрузка на глаза, и психическое напряжение от смены ярких картинок и образов, и физическая усталость от неподвижной позы, в которой застывает малыш, когда смотрит на экран.
Детей до трех лет вообще не рекомендуется знакомить с телевидением: мультики им можно показать и на DVD. Если же вы сами не можете без постоянно включенного «зомбоящика», то хотя бы выключайте звук, когда идет рекламный блок.
Знайте, что есть скрытая опасность в том, если переборщить с уходом в «виртуальный мир», а именно: превысить допустимую норму часов, проведенных у монитора, можно заработать всякого рода зависимости, с которыми придется обращаться за помощью к психотерапевту.
А постоянный доступ к информации, особенно той, о которой ребенок не должен знать раньше времени, может плохо отразится на его психике.
Не ставьте телевизор и компьютер в комнате ребенка. Используйте технологические методы контроля, когда ни уговоры, не прочие методы воздействия не помогают. И в этом вам сможет помочь программы типа «КиберМама», которые позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет
4. Попытайтесь разобраться, что заменяют ребенку виртуальные развлечения? Почему он столько времени тратит на это? Найдите способ реализовать его интересы в реальном мире, а не в виртуальном.
В рекламную зависимость чаще впадают дети, которым не хватает родительского внимания. Если ребенок увлечен интересным делом, если он чувствует поддержку и любовь родителей – он не станет комплексовать по поводу того, что у одноклассника мобильник круче. По большому счету, детская зависимость – дело рук взрослого.
Психологи отмечают, что у многих детей компьютерная зависимость возникает в результате недостатка материнской любви. Мама чаще отца воспитывает и наказывает малыша, поэтому последний стремится спрятаться от ее недовольства куда подальше. В результате, уходит в иной мир, где нет наказаний, не нужны родные и близкие люди, можно быть, кем захочешь, вернуться назад в любой момент и обрести бессмертие.
Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый. Живому общению дети также учатся в семье.
По большому счету, все мы бежим в виртуальный мир - из-за недостатка любви в реальном.
Мультфильмы
Мультфильмы имеют свои минусы и плюсы. Рассмотрим же их качества с разных сторон.
Положительные качества:
Дети видят в мультфильмах разнообразные способы общения с природой, учатся отличать хорошее от плохого, распознают, а также и борются со всеми своими страхами.
Ассоциируя себя с героем мультика, малыш моделирует в своей жизни разные поведенческие шаблоны и ситуации.
Отрицательные качества:
1. Очень часто главные персонажи причиняют боль и вред другим действующим лицам.
2. Главные персонажи часто относятся небрежно к вещам, окружающим их.
3. И очень уж часто главные персонажи проявляют свою агрессию.
Дети стремятся копировать поведение их любимого героя, заостряют внимание на отрицательных своих качествах и теряют способность контролировать плохое настроение.
Детки, растущие на злых мультфильмах, склонны к хулиганству или даже к преступлению в подростковом и взрослом возрасте.
4. В мультфильмах агрессивное поведение и нарушение общественных порядков нередко остается без наказания. Главному герою, как правило, никто и никогда не показывает свое недовольство, не обучает нормам поведения и не заставляет исправлять ситуации.
В результате чего у ребенка зарождаются мысли о вседозволенности и безнаказанности. В повседневной жизни ребенок станет вести себя так же, как и его любимый герой.
5. Очень часто главные герои проявляют неуважение к природе и пожилым людям, совершают поступки, которые могут быть опасными в реальной жизни. У любителей мультсериалов могут угасать чувства опасности и страха.
Так как же нужно себя вести, чтобы детки впитывали из мультиков только лишь хорошие примеры?
1. Старайтесь сводить к минимуму просмотр детских передач для деток до двух лет. 2. Полтора часа в сутки – это максимальное время просмотра телевизора.
3. После просмотров мультфильмов общайтесь с ребенком, воспроизводите весь ход событий и обсуждайте увиденное.
4. Помните, что ни один мультфильм или передача не заменят живое человеческое общение. Поэтому вместо того, чтобы усадить малыша перед телевизором, ради освобождения себе времени, предложите ему лучше настольную игру, чтение с вашим участием книги или прогулку.
5. Могут ли мультфильмы причинить вред ребенку?
Если ребенок часто и помногу смотрит мультфильмы, повышена вероятность, что у него разовьется синдром дефицита внимания.
III. Во что играют наши дети?
В четырё х группах: средняя №1, средняя №2, старшая, подготовительная проведен опрос детей.
Вопрос 1. «Во что я играю…дома, в садике…»
средняя №1 «в машинки…», «в комьютер в «Зомби»…»,
«телевизор смотрю…», «в компьютер «Стрелялки»…»,
«в догонялки…», «конструктор собираю…»,
«с игрушечной собакой…», «в бабочку- я летаю…»
«в поезд, железную дорогу…»
«с куклой Барби», «с куклой Ангелиной»
«в прятки…» «в динозавров…» «в баскетбол с другом…»
«с машинами…» «с роботом…у меня много роботов»
«в прятки с бабушкой…» «в пазлы…» «в дочки-матери…»
«в машины гоночные, трактор…» «на песке…»
«в смешариков…» «в доктора…»
средняя №2 «в прятки…», «в догонялки…» «в футбол…» «в школу…»
«в человека-паука…» «в Бэтмана…», «в бадминтон…»
«в магазин.», «в куклы, дочки-матери…»
«с машинками…» «в компьютер…»
старшая группа «в дочки-матери…» «в машинки…» «куклы.» «в прятки…»
«конструктор…» «планшет…»-2 чел., «в компьютер…»-2
«мозаикой…»
подготовитель
ная «в компьютерные гонки…» «лего сити страйк байк…»
«компьютер «своя страница…»
«компьютер в МайнКрафт…»
«бросать мяч в цель…» «в дочки-матери с подружками…»
«в приставку…» «в танки…» «смотрю телевизор…»
«в куклы…» «в телефон…» «в песке трактором.»
«в спортивном уголке…» «лего…»
Вопрос 2. «Моя любимая игра, игрушка…»
средняя №1 «кукла монстр Хай…» «кукла Маша…» «пазлы…»
«компьютер…» «машины…»
«подушками кидаться…» «прятки…»
«мозаика…» «компьютерные стрелялки…»
«дочки-матери.» «зайка…» «куколка…»
«большая музыкальная кукла, она поёт…»
«муха игрушечная…» «машина Молния Маквин…»
«зелёная машина…» «птица коршун…»
«большой, огромный робот, он белого цвета…»
средняя №2 «прятки…» «парикмахерская.» «футбол…» «больница.»
«магазин…» «дочки-матери…»
старшая группа «футбол…» «шашки…» «пазлы…» «конструктор…»
«кубики…» «в школу…» «посудкой…»
подготовитель
ная «баба Яга…» «в шашки и шахматы…» «догонялки…»
«железная дорога…» «собирать пазлы…»
«лепить из пластилина…» «в семью…»
«в компьютер…» «кататься на велосипеде…»
«в мяч…» «детское лото…» «прятки…» «водители…»
«в шашки…»
Можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетные игрушки и дидактические, многие члены семьи с удовольствием играют со своими детьми.
Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.
Разумно подбирайте игры для ребенка, заботясь о его здоровом будущем.
Рекомендуем:
В книге Г. Л. Лэндрет " Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание ребенка, самоконтроль и умение общаться.