Лучший педагог года

Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»

Наталья Бубенчикова
Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД-1, 2.

«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир,

не думая извлекать из него пользу, …

прежде всего и больше всего любуясь им

радуясь тому прекрасному,

что в нем находится» (В. В. Зеньковский).

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Публикация «Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. А дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. А мы, как педагоги дошкольного образования, хорошо понимаем, что «делает человека человеком именно воспитание». В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом. Данная проблема отражена и в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который бы предусматривал создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности. Как вы знаете, на итоговом педагогическом совете было принято решение о внедрении в работу с детьми программы «Социокультурные истоки».

Так как в нашей группе только начата работа с детьми по использованию программы «Социокультурные истоки» я кратко познакомлю с задачами программы и методами их решений.

СЛАЙД-3

Итак, Программа успешно решает задачу Стандарта по объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа внесена в рабочую учебную программу нашей группы (группа детей младшего дошкольного возраста) в раздел Социально-коммуникативное развитие.

СЛАЙД -4

Главными целями программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования являются:

--Первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно- нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

---Организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование педагогической позиции родителей;

---Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период- формирование духовно- нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Рассмотрим, как решаются задачи ФГОС дошкольного образования при реализации программы «Социокультурные истоки».

СЛАЙД-5

1задача: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия решается на основе следующих отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки» :

-- Учёт возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-8 лет;

--Использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария – серия книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей;

--Использование системы здоровьесберегающих активных занятий - работа в паре, работа в четвёрке, работа в микрогруппе с использованием развивающих педагогических технологий;

--Создание педагогом в группе комфортно- доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым;

--Развитие у дошкольников психических функций восприятия, мышления, чувствования, мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение результатов;

--Формирование у детей и их родителей системы жизненно важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности и содержания своего тела в чистоте;

--Гармоничное развитие ребёнка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, песен, изобразительного творчества, обладающих развивающим и оздоровительным эффектом.

СЛАЙД-6

2 задача: Задача обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (т. е. преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Единство линий преемственности программ Школы и дошкольной организации определяется:

--Согласованностью целей и задач;

--Единой системой категорий и ценностей;

--Активным методом развития и воспитания;

--Едиными педагогическими технологиями;

--Преемственностью образовательного инструментария;

--Участием в воспитательной программе родителей;

--Ориентацией на социально значимые результаты.

Таким образом обеспечивается непрерывность процесса воспитания и развития в дошкольной Организации и Школе, осуществляется выход на новое понимание качества образования.

СЛАЙД-7

3 задача создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В программе «Социокультурные истоки» субъектами образовательного процесса являются педагог, ребёнок и его родители.

В образовательном Стандарте дошкольного образования среди ведущих принципов взаимодействия (п. 1.4 «Основные принципы дошкольного образования», раздел «Общие положения») определён принцип «сотрудничества Организации с семьёй».

По взаимодействию дошкольной Организации и Семьи программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» решает следующие задачи:

--Объединение усилий дошкольной Организации и Семьи с целью формирования у детей системы духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

--Обеспечение психолого –педагогической поддержки Семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

--Обеспечение родителей социокультурным инструментарием способствующим формированию духовно- нравственной основы личности ребёнка.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями осуществляется в различных формах работы.

СЛАЙД-8

Темы бесед с родителями представлен на слайде.

Назову некоторые из них.

СЛАЙД-9

Программа работы с родителями в контексте Истоковедения имеет организационно-методическое сопровождение, которое полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Оно включает систему мероприятий НОД с родителями по программе «Моя семья», систему итоговых интегрированных мероприятий в НОД с детьми по программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования», в которых активное участие принимают родители. Самое главное, разработан и эффективно апробирован уникальный инструментарий для совместной работы родителей с детьми — комплект книг для развития детей 3-8 лет, в котором представлены русские народные сказки, лучшие образцы классической литературы (произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др.). Задания после текстов способствуют более глубокому осмыслению произведений в соответствии с осваиваемой системой социокультурных ценностей. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиции нашего народа, т. е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени.

СЛАЙДЫ-11-16

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на 4 года развития детей с 3-7 лет. К ней разработан следующий инструментарий:

---программа для дошкольного образования;

---планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет;

--методическое пособие «Активные формы обучения»;

--система активных занятий с родителями и методические рекомендации к их использованию;

---комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6,и 6-7 лет;

--методические рекомендации к книгам.

Серия книг соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Они подготовлены в соответствии с осваиваемыми темами (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела и праздника).

СЛАЙД-17

Задачи, которые реализуются в процессе освоения книг для развития:

---Формирование и закрепление знаний детей об основных нравственных понятиях программы (Доброе слово, Добрые дела, Добрые друзья, Напутственное слово, Радость послушания, Семейные традиции и т. д.).

---Формирование эмоционально – образного восприятия ближней и дальней среды (Почему мир называется добрым? Какими словами можно раскрыть образ мамы? Солнца? Сказочного леса).

--- Формирование личностного отношения к окружающему миру и духовно- нравственное развитие ребенка (Кого можно называть верным другом? За что мы благодарны защитникам земли Русской? Какие добрые слова помогают в жизни).

В методическом пособии рассмотрена интеграция образовательных областей Стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

В практической части пособия представлены программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании», комментарии, планы итоговых занятий и методические рекомендации по работе с детьми и родителями в контексте Истоковедения, программа «Моя семья». Довольно широко рассматриваются особенности и подходы к социализации ребенка-дошкольника в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС.

В программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования:

---Заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе родителей);

--Программа выстроена с учётом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

--Программа предусматривает, учитывает возможность индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, находящимися на разном уровне развития, их возрастные особенности;

--Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Результатами реализации программы будут являться :

--Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

--Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.);

--Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результаты);

--Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объёма высказываний);

--Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

--Создание предпосылок для успешной адаптации ребёнка к начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Для определения результатов освоения программы разработан следующий инструментарий

СЛАЙД-18

Таким образом, данный материал по решению задач ФГОС дошкольного образования показывает направленность Истоков на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Доброе слово». Конспект ОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк» г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края»Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.

Из опыта работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Конспект НОД по духовно-нравственной культуре «Сотворение мира»                                                   Цель: дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.  Задачи:.

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы «Сказочный лес» Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Сказочный лес». Цель: воспитывать умение слушать своих.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в группе младшего возраста «Моя любимая книга» План-конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»в группе младшего возраста (3-4 года)на тему «Моя любимая.

НОД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группеНОД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе Тема осваиваемой социокультурной категории : Слово. Тема НОД : «Доброе слово». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Учебно-тематический план работы по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе (5–6 лет) Предлагаю Вашему вниманию примерный учебно–тематический план работы по программе социокультурные истоки в старшей группе (5-6.

Автор публикации:
Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 27 января 2017 в 21:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бубенчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД