Татьяна Горбунова
Родительское собрание «Речевое развитие детей 2–3 лет. Мифы и реальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.
Речевое развитие детей 2-3 лет
Публикация «Родительское собрание „Речевое развитие детей 2–3 лет, Мифы и реальность“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «Все ли хорошо с речью?»
Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [j], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары, все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч], [щ]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка, «зюк» (жук, «цяйник» (чайник, «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч] ребенок может произносить [т’] : «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие - мягкими свистящими: «сянки» (санки, «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [j] : «ыба» (рыба, «гия» (гиря, «ябоко» (яблоко, «двель» (дверь, «голюби» (голуби, «мей» (мел).
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!», суффиксов («У меня есть куклочка», согласований («Это мой кукла!», ударений («Ложка лежит на стОле», постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
Какие мифы о речи мешают детям заговорить?
Часть родители верят в них, не предпринимая никаких действий или делая совсем не то:
1. "Мой сосед/дядя и т. д. заговорил сам после 5 лет, а до 5 молчал".
Во-первых, мы не знаем, так ли все было на самом деле и ЧТО делали родители этого ребенка, чтобы он заговорил. Да и КАК он заговорил?. "ляля на", "кися пау" в 5 лет? И это норма для ребенка перед самой школой?
Никто не берет ответственности за свои слова. Вся ответственность ляжет на родителей.
2. "Сейчас все дети начинают говорить позже".
Действительно, многие дети сейчас не говорят. Но это не говорит о том, что нормы речевого развития резко сдвинулись. И далеко не факт, что все эти неговорящие дети сами заговорят. Если ребенок до 5 лет не говорит, то все его дальнейшее развитие под большим вопросом. Мышление, память и т. д. базируются на развитии речи. Нет речи - пострадают все остальные психические функции.
3. "Речь можно запустить логопедическим массажем".
Нет, нет и еще раз нет. Логопедический массаж с неговорящим ребенком применяется в том случае, если у ребенка с ДЦП. Также логопед может рекомендовать массаж, если в процессе работы видит, что у ребенка есть дизартрия. НО НИКАКОЙ МАССАЖ ОТДЕЛЬНО ОТ ЗАНЯТИЙ РЕЧЬ НЕ ЗАПУСТИТ. Только реальные занятия с логопедом являются залогом того, что у ребенка будут какие-то подвижки в речевом развитии.
4. БАК, Томатис, какие-то токи - это все работает только при одновременной параллельной работе со специалистом (и то не всегда. К тому же, у этих процедур есть противопоказания, их должен назначить врач).
Что делать, если ребенок, не говорит?
Прежде всего - определить причину.
К кому обращаться?
1. У сурдолога проверить слух (слышит ли звуки различной частоты).
2. У оториноларинголога (лор) - наличие или отсутствие аденоидов, патологии строения органов слуха и речи, воспалительных процессов.
3. Невролог
4. Логопед, который работает с детьми с 2 лет.
Обязательно необходимо посетить всех четырех специалистов. К логопеду лучше всего идти с уже пройденными обследованиями.
На приеме у невролога маме необходимо рассказать все свои тревоги: "ребенок не говорит" или "говорит так, что ничего не понять", "не тпонимает то, что ему говорят", "переставляет слоги в словах", "запоминает стихи с большим трудом", и т. д.
Только в этом случае невролог сможет назначить дополнительные обследования и конечно, же назначить эффективную медикоментозную терапию в случае необходимости, физиопроцедуры, массаж и т. д.
Чем раньше Вы начнете помогать ребенку, тем качественнее и быстрее будет результат.