Жанна Аникина
Родительское собрание «Развитие речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
«Развитие речи детей раннего возраста»
Аникина Ж. Г., воспитатель
Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста; ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей раннего возраста;
2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей раннего возраста;
3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: группа.
Предварительная работа: подготовка памятки, анкет для родителей, презентации.
Материал и оборудование: карточки, мультимидийное.
Форма проведения: семинар-практикум
План проведения родительского собрания :
1. Речь ребенка 1,5 – 3-х лет и возможности ее развития.
2. Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.
3. Презентация «Жизнь нашей группы»
Ход собрания
I. Организационная часть
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи детей 1,5-3-х лет».
Правильная, выразительная речь - портрет человека.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
II. Основная часть
Теоретическая часть:
Воспитатель зачитывает доклад «Развитие речи детей 1,5-3-х лет» Выступление сопровождается показом презентации.
А сейчас я хочу познакомить вас с одним из актуальных методов развития речи дошкольников – мнемотехникой. По окончании мы опробуем некоторые приемы данной технологии на практике.
Воспитатель зачитывает доклад «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей» (Приложение 1). Выступление сопровождается показом презентации.
Практическая часть:
1. Составление описательного рассказа об игрушке по мнемодорожке.
2. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы («Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»)
3. Заучивание стихотворения или потешки по мнемодорожке.
4. Игра «Составь мнемотаблицу по сказке Теремок» (предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы, сказка «Теремок» и «Курочка ряба»);
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание, расширяет представления детей об окружающем мире, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Нам очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя наша встреча оказалась интересной и полезной. Мы предлагаем вам заполнить анкеты (Приложение 2, которые помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
Также мы хотим предложить вам памятки на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома» (Приложение 3).
Приложение 2
Анкета
(семинар - практикум)
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Нам очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
1. Что побудило вас прийти на родительское собрание?
- ваша дисциплинированность;
- интерес к поднятой теме;
- уважение к воспитателям;
- неоднократные приглашения воспитателей;
- не знаю.
2. Ваше мнение о проведенной встрече?
- бесполезная;
- едва ли полезная;
- полезная;
- очень полезная.
___
3. Ваше мнение о предоставленной информации?
- бесполезная;
- едва ли полезная;
- полезная;
- очень полезная.
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли продуктивна дальнейшая работа над темой?
- нет;
- едва ли;
- да;
- намного проще.
___
5. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания___ ___
6. Какие еще темы вы хотели бы обсудить?___
Благодарим Вас за участие!
Приложение 3
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не повторяете за ребенком «детские» слова, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Ни в коем случае не смейтесь над малышом. Просто повторите ту же фразу правильно.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
• Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
• Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает мелкую моторику пальцев рук, следовательно, и речь.
• Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
• Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
• Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
• Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
• Играйте с ребёнком в речевые игры.