НАТАЛЬЯ ВАСИНА
Родительское собрание «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разностороннее развитие детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Васина Н. Н.
п. г. т Комсомольский.
Цель: раскрыть родителям значимость духовно- нравственного
воспитания через все стороны воспитания и развития ребенка.
Задачи: повысить родительскую компетентность разностороннего
Публикация «Родительское собрание „Разностороннее развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
развития детей четырехлетнего воспитания;
формировать потребность родителей в овладении
педагогическими знаниями в деле развития и воспитания детей
дошкольного возраста;
освятить работу, проводимую в детском саду по данному
направлению;
распространить положительный опыт семей по разностороннему
воспитанию.
Предварительная работа: индивидуальные беседы с родителями по теме собрания, подготовка презентаций;
В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и заботе, для того чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит.
Джон Пауэлл.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вновь собрались здесь, чтобы поговорить о наших с вами детях, их развитии и воспитании. Одна у нас задача, чтобы каждый из них был разносторонней, гармонично развитой личностью. Очень важно, чтобы каждый ребенок был здоров, умен, воспитан. И именно с воспитания мы сегодня начнем разговор, ведь оно занимает ведущее место в формировании всестороннего развития личности. Оно оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Конечно, никто не отрицает, человек должен быть интеллектуально развит, но представьте, что он не воспитан, у него отсутствуют такие понятия как, сострадание, любовь к близким, уважение к людям старшего поколения. Что тогда будет приносить его ум - пользу или вред? Будет он созидателем или разрушителем?
Непростая задача – воспитание у детей тех нравственных качеств, которые мы хотели бы в них видеть. Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Особенностью является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс, оно протекает в процессе всей многогранной деятельности детей.
Один мудрец, великий и знающий душу человеческую повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его: «Отче, - ты приказал мне сделать невозможное!». Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но легко совладел с молодым.
Так и мы с вами будем бессильны над взрослыми детьми, если не начнем воспитывать с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, с тем остаётся до глубокой старости.
Поэтому так важно духовно – нравственное воспитание детей именно дошкольного возраста.
Что же мы в детском саду делаем по этому направлению? Начиная с семьи, т. к семья – основа основ. Именно с малого, с любви к своим близким начинается любовь к своей Родине, своему Отечеству.
С огромной любовью и гордостью дети рассматривали фото выставки «Мама – милая моя», «Осенний листопад», рассказывали про своих мам, пап. Чем они любят с ними заниматься, как ласково называют их. (СЛАЙД) Семья играет центральную роль в сознание ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере.
Послушание, правдивость, стыдливость, доброта, любовь- это такие добродетели, которые мы взрослые- родители и воспитатели должны с ранних лет насаждать в сердцах своих детей и к которым должны приучать их с особенной заботливостью. На занятиях по развитию речи (СЛАЙД, ознакомлению с окружающем миром мы знакомимся со своим родным краем, и ласково называем маленькой Родиной. Рассматриваем фотографии с изображением родного поселка (СЛАЙД) радуемся, когда узнаем знакомые места. Учимся делиться своими впечатлениями. Знакомимся с произведениями живописи знаменитых художников (СЛАЙД) И. И. Шишкиным, В. И. Суриковым, И. И. Левитаном и др. Рассматривая произведения живописи, мы путешествуем и восхищаемся просторами нашей Родины. Мы с большим интересом посещаем комнату национальной культуры (СЛАЙД). Рассматриваем русский народный костюм, мордовский костюм, предметы быта (СЛАЙД). Рассматривает дымковскую игрушку, филимоновскую, русскую и мордовскую матрешку (СЛАЙД).
Обращаем внимание на цвет, форму, элементы. На занятиях по рисованию, аппликации, лепке, мы стараемся изобразить, воссоздать рассмотренные узоры. С какой радостью дети показывают полученные работы вам (СЛАЙД). Продуктивные виды деятельности очень любимы детьми. На этих занятиях развивается творческое воображение, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, развивается координация движений, мелкая моторика руки. На занятиях мы не просто рисуем, лепим, мы при этом помогаем - маме зайчихе накормить зайчат, а для этого надо нарисовать или слепить морковку; жалеем лесных зверей, ведь они не бывают на новогодней елке в детском саду и поэтому мы посылаем им нарисованные подарки - угощения. Т. е. воспитываем заботливое отношение, чувство сострадания. Дети учатся воплощать свои замыслы, анализировать свои действия. Нравственность пронизывает все режимные моменты, вот видите, как незаметно воспитание нравственности находит свое отражение в художественно – эстетическом направлении.
Многие из вас стараются дома прививать детям полученные в детском саду азы творчества. Как это происходит в семье Даши Наймушиной, вы сейчас увидите. Своим опытом с нами поделиться Екатерина Николаевна Наймушина.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О НАЙМУШИНОЙ ДАШЕ.
Даша у нас очень любит лепить. Поначалу мы лепили вместе колбаски, шарики, разучивали цвета, воспитывали усидчивость, аккуратность. Девочка подвижная, но увлеклась лепкой. Пластилин у нас был по всей квартир, и мы приобрели для нее детский столик, стульчик, папа сделал доску для лепки. Приучили её, что лепить можно только за столом. Даша была очень рада, что у нее появился игровой уголок. Лепит она у нас много и поэтому часто приходиться обновлять пластилин. Сейчас Даша уже сама придумывает сюжет. Она лепит и героев сказок, которые мы читаем, и даже сама придумывает своих персонажей. После прочтения сказки она может сесть за стол и порой весь вечер лепит персонажей, играет с ними, и получается так, что иногда даже пересказывает сказку. Мы поддерживаем её интерес, помогаем ей.
Еще хочу рассказать о своем увлечении: я и моя сестра любим вышивать. Даша, видя мои старания, тоже проявила интерес. Я рассказала про иголочку, что иголочка любит и дружит только с очень аккуратными девочками, кто бережно с ней обращается, иголочка любит отдыхать в своем домике. Рассказала и показала, как из маленьких вышитых крестиков получается красивая картина. Научила Дашу вышивать эти крестики. Теперь она иногда тоже пытается вышивать. Конечно, сами понимаете, что получается у нее не очень хорошо, но я ее, не одергиваю, чтобы не отбить интерес, а наоборот поощряю все её попытки.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как в ваших семьях происходит художественно – эстетическое развитие детей? (обмен опытом).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Рукоделием на Руси всегда приучали девочек с детства. Девочек учили вышивать, вязать. Даже в царской семье все девочки вышивали и вязали. Свои изделия они раздавали приближенным и малоимущим семьям. В царской семье большое внимание уделяли трудовому воспитанию, и состраданию детей на своем личном примере. Рукодельничала государыня постоянно и работала поразительно искусстно быстро и артистически. Она вязала и шила теплые вещи для больных и раненых и посылала их местный лазарет и госпитали, были вещи и для своего домашнего обихода для охранников и прислуги.
Говоря о художественно – эстетическом воспитании мы даже не задумываемся о том, что оно связанно не только с нравственностью, но и с трудовым воспитанием. И на самом деле лепка, рисование, не говоря уже о первых попытках вышивания для ребенка – это труд.
С того момента как ребенок самостоятельно пошел, мы с вами приучаем его к самообслуживанию. Учим самостоятельно одеваться, раздеваться, красиво складывать одежду, убирать за собой игрушки. К сожалению, некоторые из наших деток еще не в полной мере овладели данными навыками. Необходима помощь в одевании, раздевании, постоянное напоминание о том, что вещи складываем красиво. Надеюсь, что общими усилиями мы все же добьемся того, что все наши детки будут хорошо владеть этими навыками. Говоря о трудовом воспитании необходимо детей научить ценить заботу окружающих о них. Нами было проведено несколько экскурсий по детскому саду. Мы были на кухне (СЛАЙД) и повар рассказал нам о том, какое оборудование стоит на кухне, чем он пользуется при приготовлении пищи, какие продукты используются при этом, как она старается приготовить вкусно, чтобы дети с удовольствием кушали приготовленную пищу. Доброжелательная непринужденная обстановка во время беседы раскрепощает детей, они с огромным вниманием слушают, рассматривают огромную сковороду, баки для приготовления пищи. Некоторые даже пытались поднять бачок, но оказывается даже пустой он тяжелый. Поэтому мы пришли к общему мнению – необходимо немного подрасти, а для этого нужно хорошо кушать. Побывав на кухне, было заметно, что дети относиться к пище стали по другому: старались скушать все, благодарили за приготовленную еду без напоминания.
Также мы посещали прачечную (СЛАЙД). Там нам рассказали о том, как работники прачечной заботятся о наших постельках, полотенцах. Дети рассматривали большую стиральную машину, понаблюдали за крутящимся в ней бельем. Дети пообещали постараться не пачкать бельё.
Во время бесед отмечали работу мед. сестры, диет сестры. Рассказывали о том, как они заботятся о детях.
В возрасте 3-4 года у детей ещё не должно быть обязанностей, но поручения разного характера им необходимо давать, например что – то подать, убрать, отнести. На данный момент дети нашей группы даже помогают помощнику воспитателя при накрывании обеда, тем самым мы постепенно приучаем детей дежурить.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Например, ухаживая за растениями, мы постоянно говорим детям о том, что только при правильном уходе оно будет хорошо расти. Поэтому нужно растение поливать, рыхлить почву, протирать листочки.
В процессе труда ребенок получает полезные советы о предметах, материалах и орудиях труда их назначении использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитывают устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. Труд дисциплинирует, объединяет детей. Нам с вами никогда не стоит забывать народную мудрость: «Трудолюбивые дети – обеспеченна старость». И еще, дети копируют наше с вами поведение, и поэтому необходимо помнить, что основа воспитания - это наш пример. Как мы с вами трудимся - так будут трудиться и наши дети. Даже император Николай – II в зимнее время очищал дорожки от снега, принимал участие в рубке дров, подавая пример своим детям.
Как приучают, в своей семье к труду нам расскажет Алексей Викторович Девяткин.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕВЯТКИНА РОМЫ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как в ваших семьях происходит трудовое воспитание детей? / обмен опытом/
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Жизнь не стоит на месте. Требования у вас, родителей, к детям в чем- то смягчаются (по наблюдению нас педагогов, именно к нравственному воспитанию, а в чем – то возрастают, что, прежде всего, касается умственного развития. Вам хочется, чтобы именно ваш ребенок был гением, «знайкой». Мы согласны, что в век современных информационных технологий дети должны быть развиты на должном уровне и поэтому стараемся в детском саду делать все возможное.
Для этого мы играем в дидактические игры, отгадываем загадки. Помимо типовых занятий по окружающему миру, развитию речи, ФЭМП, природному миру в группе ведется кружок «Маленькие почемучки» (СЛАЙД). Этот кружок как раз и способствует разностороннему развитию детей. Его занятия затрагивают вопросы экологического, трудового, эстетического воспитания и др. На занятиях кружка мы путешествуем по морям и рекам, знакомимся с их обитателями. Были даже на крайнем севере, узнавали кто там живет и чем питается. Проводили разнообразные опыты, например, познакомились с процессом приготовления сока, знакомились с разной силой потока воздуха, узнавали, какие предметы плавают, а какие тонут. Узнавали, что некоторые даже могут выпрыгивать из воды. Знакомились с пассажирским транспортом, грузовым, с умными машинами, помогающими людям в быту и на работе.
Юлия Александровна Иконникова расскажет, в какие познавательные игры играют с Яной.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИКОННИКОВОЙ ЯНЫ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как в ваших семьях происходит умственное воспитание детей?
/ ОБМЕН ОПЫТОМ/
ВОСПИТАТЕЛЬ. Одна из главных задач умственного воспитания- научить ребенка самостоятельной умственной активности. Важно, чтобы ребенок сам хотел и мог добывать знания, подготовить его к обучению в школе.
Переходим к следующему направлению – экологическому. В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами.
Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: загрязненная вода, воздух, продукты питания, содержащие разные добавки, консерванты и пр.
Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется представление об окружающем мире и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей- то есть экологических знаний.
Мы в детском саду делаем многое в данном направлении: на занятиях по ознакомлению с окружающем природным миром, знакомимся с природой родного края. Играем в дидактические игры «Домашние и дикие животные» (СЛАЙД, «Кто что ест», «В нашем лесу», «Растения луга», «Овощи и фрукты», «С какого дерева упал листок» и другие. Дети группы имеют представление о признаках живого: дыхание, питание, движения, размножение, рост. Многие могут самостоятельно назвать несколько признаков, аргументировать свой ответ. Мы доказали, что за растениями необходимо ухаживать, бережно заботиться. На занятиях часто проводим опыты с водой, снегом, песком. Ежедневно в уголке природы беседуем о природных явлениях, отмечаем, чем радует нас погода. А еще дети любят кормить птиц, заботиться о них. Некоторые даже приносили корм и потом наблюдали, как именно его корм клюют птички.
В семье Насти Игошиной тоже обращают внимание на экологическое воспитание.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАСТИ ИГОШИНОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как в ваших семьях происходит экологическое воспитание детей?
/ОБМЕН ОПЫТОМ/
ВОСПИТАТЕЛЬ. Говоря о всестороннем воспитании детей нельзя не затронуть вопрос речевого развития. Речь – мощный фактор воздействия на сознание детей, их душу.
Как вы считаете, что может способствовать развитию речи?
/ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ, ДОПОЛНЕНИЕ/
ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, большую роль в развитие речи отводиться чтению художественных произведений. Детям нашего возраста доступны и рассказы, и стихи, и конечно произведения русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заклички, сказки. Они не только способствуют развитию речи, но и ненавязчиво закладывают в души детей основы нравственности.
Вот сказка например, издавна считается средством народной педагогики, стоит вспомнить, что сказка зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутное представление о том, что такое педагогика как мы ее теперь представляем. И при помощи сказок происходило обучение, в том числе нравственных нормам. Сила воздействия образов и сюжетов сказки такова, что дети при первом чтении ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказки, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, они готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые персонажи выходят из беды, злые наказываются.
Сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем, потому что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. Например, всем знакомая русская народная сказка «Гуси лебеди» учит детей быть ответственными, послушными, трудолюбивыми.
- Где она учит быть ответственными? /Ответы родителей/
- Послушными? / Ответы родителей/
- Трудолюбивыми? /ответы родителей/
Способность участия в беде другого, когда и самому – то тяжело, умение поделиться последним, поддерживать добрым словом - именно в этот состоит воспитательная ценность сказки. Кроме воспитательного воздействия, во время слушания, пересказа произведений у ребенка обогащается словарный запас, речь становиться образной.
Наталья Петровна Шепелева расскажет нам о том, как она развивает речь своего сына дома.
ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬНИЦЫ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чтобы дети хорошо овладевали интеллектуальными знаниями, они должны быть физически крепкими и здоровыми. Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность. Мы в нашей группе отводим этому немаловажное значение: играем в подвижные игры, танцуем, закаляемся, проводим досуги, занятия по физической культуре. О том, как развивают физические качества своего ребенка, расскажет Татьяна Сергеевна Кирьянова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КИРЬЯНОВА ВОВЫ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Огромное значение в развитии ребенка имеет заинтересованность обоих родителей : мамы и папы. Только когда в семье царит любовь и взаимопонимание можно будет добиться положительных результатов. Хочется отметить, что мальчик копирует поведение папы, и в будущем, скорее всего, будет чем – то походить на него, девочка – модель поведения мамы, также в будущем перенося образ поведения мамы. А теперь постараемся ответить на вопрос: всегда ли мы родители, сдерживаем свои обещания? Всегда ли поступаем осознанно и во благо детей? Хотим ли мы, чтобы малыш был во всем похож на нас самих? Думаю 100% положительного ответа не даст никто.
Чтобы воспитать мальчика настоящим мужчиной необходимо сформировать такие качества как смелость, решительность, ответственность. Кузьма Прутков говорил «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина – и в этих словах заключены главные качества мужчины как мужа и отца – воспитателя».
Игорь Анатольевич поделитесь с нами вашими секретами воспитания Родиона.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КЛЯНЧИНА РОДИОНА
ВОСПИТАТЕЛЬ. Служение отца не требует большого количества слов. Отец прививает сыну нравственного отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия труда от молотка до лопаты. Отец – это важный человек в жизни мальчика. В действительности, он является моделью поведения сына.
Мама, папа, семья самые дорогие для ребенка слова, самые дорогие ребенку люди. Через семью ребенок созерцает окружающий мир.
Ребенок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит…
Мужья пример для жен своих,
А дети учатся у них
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова, легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не кается потом.
Себастьян Брандт.
Наше собрание подходит к концу. Сегодня мы с вами говорили о том, насколько взаимосвязаны разные стороны воспитания : экологическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетическое. И, надеюсь, еще раз убедились в том, как много зависит от нас, взрослых.