Лилия Валиева
Родительское собрание «Гендерное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: «Родительская студия»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей.
Задачи: Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей. Расширить знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола.
Предварительная работа:
Публикация «Родительское собрание „Гендерное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
1. Объявление о проведении собрания;
2. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей по теме
3. Проведение анкетирования родителей группы.
4. Составление памятки для родителей.
4. Подготовка детской выставки рисунков.
Ход собрания
Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой детских рисунков на тему: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши.».
Повестка дня: «Гендерное воспитание»
Что же такое гендерное воспитание? Само слово «гендер» обозначает «социальный пол», т. е. воспитание девочек и мальчиков по-разному и поэтому формируются у них разные потребности и интересы, идет формирование начал мужественности и женственности. Семья для ребенка – целый мир, мир, в котором он живет, делает открытие, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт семейного общения, умение жить среди людей, постигать понятия добра и зла. Поэтому логично предположить, какие ребенок в своем детстве впитал в себя моральные и нравственные принципы в семье, то в результате и получим от него в более взрослом возрасте; тут уместна и пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Но возникает вопрос, возможно ли воспитать девочек и мальчиков так, чтоб они еще в детстве поняли и приняли свои роли. Поэтому встает проблема гендерного воспитания, которая начала приобретать актуальность в настоящее время.
Наша встреча сегодня посвящена достаточно сложной проблеме полового воспитания наших детей. Долгие годы об этом вообще не говорили, но в настоящее время, проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность, так как многие женщины приобрели мужские черты личности и наоборот. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка непосредственное наблюдение за поведением пап и мам.
Ведь именно на становление личности мальчика - как мужчины и девочки - как женщины, влияние оказывает именно сам родитель малыша, а не другие социальны институты, как в других вопросах воспитания.
Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он — будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму.
Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Смешная барахолка».
Вывод: как мы поняли из этой игры, существуют вещи с явно выраженной принадлежностью женщине или мужчине.
По ходу воспитания, мы неосознанно обучаем ребёнка и знакомим с теми качествами, которые должны быть в мужчине и женщине собственным примером.
Давайте обсудим, какие личностные качества мы стремимся воспитать в своем сыне или у своей дочери.
Предлагаю игру «Ромашка-девочка» - «Василек-мальчик». Группе «дочки» предлагаю сделать василек, группе «сыночки» предлагаю сделать ромашку, на лепестках которых будут написаны качества, характеристики
- «настоящего мальчика» (для родителей девочек,
- «настоящей девочки» (для родителей мальчиков).
Как хвалить мальчика и девочку?
Воспитатель : Расскажите, пожалуйста, как вы дома хвалите своих детей, за что и почему? Рассказывает группа «дочки», группа «сыночки». Подведение итогов.
Знаете разницу между тем, как хвалить мальчика и девочку?
Девочек не надо хвалить за сделанное. Если девочку хвалить за то, что она сделала: очень вкусно, очень красиво — в итоге формируется такое, что признание мне придет только за мои заслуги. Признание мне придет только за то, что я сделала. Здоровое положение вещей – я достойна любви, потому что я есть, потому что я — умница, потому что я — хозяюшка, потому что я — помощница, потому что я — принцесса, потому что я — фея на кухне. Вот тогда у женщины здоровая психика, потому что одобряют ее саму природу, т. е. чтобы мне получить любовь, надо просто остаться собой. Вот в чем принцип воспитания девочки.
Мальчики – полностью наоборот. Абсолютно диаметрально. Мамы очень любят говорить: ты у меня такая прелесть, такой умничка, такой молодец. Вроде бы хорошо. На самом деле, плохо мальчику мерещится, что он сам по себе хороший. А мужчине хорошо, только если он чего-то достигает. Поэтому чтобы мальчика побуждать к тому, чтобы он совершенствовался и чувствовал себя счастливым в итоге, ему надо говорить о его заслугах: очень красиво сделано, очень здорово, очень умело. Мальчику все эти ласковые слова нужны в меньшей степени, потому что его природа развиваться. Ему нужна похвала за то, что он достиг. Вместо того, чтобы сказать: заинька, солнышко, — для мальчишек постарше очень важно, чтобы вы их самолет показывали, сделанный из лего, всем приходящим гостям. Это важнее чем все солнышки, лапоньки, заиньки.
«Решение педагогических ситуаций»
Ситуация № 1: Ситуация в семье.
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация № 2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! -А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
Воспитатель : Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.
1. Подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. Призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
3. Знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма.
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Задание №5 Практическое задание «Ладошки»
Я предлагаю Вам провести диагностическое задание.
1. Обведите на листе бумаги кисть с расставленными пальцами.
2. Расположите на пальчиках себя и членов семьи.
Этот тест выявляет близость или отдаленность взаимоотношений в семье.
А теперь я хочу передать вам привет от ваших детей. (выдаются листы с ладошками детей, прошедших такой же тест)
Посмотрите внимательно на их ладошки. В идеале названия их и ваших пальчиков должны совпадать, но, думаю, что этого не случиться.
Только пусть это вас не расстраивает – наши дети еще маленькие для такого теста, хотя в их работах тоже просматривается логика.
Благодарю Вас за активное участие и память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вам памятки, в которых сформулированы основные советы и рекомендации, которые необходимо учитывать при воспитании наших мальчиков и девочек.
Список литературы
1. Баранникова Н. А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
2. Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
3. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. -сост. Л. В. Астапович. Мн. : Красико-Принт, 2011.- 128 с.
4. Градусова Л. В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.