Ольга Горина
Конспект родительского собрания «Детская агрессивность» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида «Малышка» с. Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Родительское собрание в средней группе
на тему: «Детская агрессивность»
Воспитатель: Горина О. М.
Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.
Публикация «Конспект родительского собрания „Детская агрессивность“ в средней группе» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Ход собрания
- Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего собрания серьезна, но, тем не менее, я хочу начать с анекдота:
- Мама, можно я пойду поиграю с Петей?
- Нет, он плохой мальчик.
- Тогда можно я пойду и побью его?
- Этот анекдот не случаен. Сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое детская агрессивность и можно ли с ней «бороться». В современном мире уровень агрессии в обществе стал выше, мы наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того, можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел.
Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые. Агрессию проявляют и малыши
В нашей группе тоже существует эта проблема, ваши дети, наверное, иногда приходят с царапинами, жалуются на своих сверстников
Наши с вами малыши могут быть такими и могут быть вот такими (Слайд1)
С чем это связано? Как с этим бороться? Давайте попытаемся сегодня разобраться.
Итак, что такое агрессивность? (Слайд 2)
Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.
Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т. д.
Что означает такое поведение и откуда оно берётся?
Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.
Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.
Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.
Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т. к. он борется за выживание в окружающем мире.
Зачем дети проявляют агрессию?
- привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса»);
- защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).
Мини-диагностика
(Слайд 4)
Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивных признаков у ребенка. Внимательно прочитайте эти признаки и подумайте, проявляются ли какие-нибудь из них у вашего ребенка и как часто это происходит (раздать каждому).
Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте.
Инструментальная – часто выражается у детей младшего возраста для достижения определенной значимой цели для ребенка (хочет забрать игрушку, предмет и т. д.)
Враждебная – проявляется у детей более старшего возраста. В основном направлена на причинение боли человеку или живому существу.
Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:
- агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.
- Сынок! Кто научил тебя такому ужасному слову?
- Дед Моpоз, мамочка, когда ночью у меня в комнате споткнулся о мой велосипед.
- Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, дети их употребляют.
Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае?
Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.
Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».
-агрессия проявляется в играх ребенка.
Современные дети растут с идеалами, отличающимися от тех, с которыми росли мы. В наших мультфильмах были в основном положительные герои, которым мы старались подражать. В современной мультипликации, в основном западной, много отрицательных героев, которые более могущественные и поэтому привлекают внимание ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что дает им возможность побыть непослушным, независимым, «взрослым». Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.
- ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
Часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывают по нескольким причинам:
• желание самоутвердиться;
• защита;
• от безысходности;
• от несдержанности.
Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе необходимо научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Это нужно развивать с раннего детства. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия воспримут окружающие. (Пример с Денисом)
- агрессия по отношению к животным.
В раннем детстве играя, дети иногда «ставят опыты» над животными, в основном это насекомые. Двигать ими может обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудить с ним, что чувствует животное, чтобы оно сказало, если бы оно умело говорить. Если вы заметили, что в ходе игры ребенок проявляет агрессию по отношению к животным и к игрушкам, насторожитесь, постарайтесь найти причину этого.
- аутоагрессия – причинение вреда самому себе. (Дети импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого)
Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессии можно прибегнуть к сказкотерапии. Сочините вместе с ним сказку, в которой этот ребенок будет главным положительным героем. В игре используйте фотографии ребенка, разные картинки, создайте ситуацию, в которой он ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним, когда ребенок спокоен, не нервничает.
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ
Упражнение «Нельзя»
Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.
Один из участников – «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать», ноги («нельзя туда ходить», далее завязываются уши («не слушай») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывает рот).
Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя – «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопереживать весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.
Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?
- Папа, Сережа меня ударил.
- Ну, дай ему сдачи.
- Дал, еще до того.
Упражнение «Руки»
Я попрошу вас соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Мы видим, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции я не произносила. Какой вывод можно сделать? - В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию «иди и бей».
В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т. к. мы отвечаем за безопасность детей.
Необходимо учить своё дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.
Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т. е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача родителей и воспитателей — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами
Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были адекватны и проявились в социально приемлемой форме.
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.
Неумение проговаривать свой гнев, приводит к срыву, проявляющемуся в агрессивном поведении. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что он думает в адрес того, кто разозлил.
Если отрицательных эмоций накопилось очень много, можно предложить ребенку: рвать бумагу, комкать газеты; топать ногами, втирать пластилин в картонку или бумагу, побить подушку, покусать ее или покричать, можно покидаться подушками. Выплескивать внутреннее напряжение лучше всего через активные действия: подвижные игры, занятия спортом. Вода – замечательное средство для снятия нервного напряжения.
Подходит к концу наша беседа. Хочется, чтобы она оказалась для вас в чем-то полезной.
А сейчас закройте на минутку глаза и честно ответьте себе на вопросы:
- Отправляя ребенка в садик, вы целуете его, желаете всего доброго?
- Вы часто хвалите своего ребенка?
- Вы часто обнимаете своего ребенка?
- Вы играете с ребенком в игры?
- Вы вчера занимались совместными делами со своим ребенком?
- Вы часто говорите своему ребенку, что любите его?
В идеале на все вопросы надо ответить «да».
Приложение 1
Критерии агрессивности
Ребенок …
1. - часто теряет контроль над собой;
2. - часто спорит и ссорится с окружающими;
3. - намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;
4. - часто винит других в своих ошибках и неудачах;
5. - часто испытывает чувство злости, устраивает драки;
6. - угрожает другим людям;
7. - проявляет физическую жестокость к людям и животным;
8. - намеренно портит имущество, чужие вещи;
9. - не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».
Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялись четыре из перечисленных критерия, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности.
Приложение 2
Проведение анкетирования (в группе):
«Признаки агрессивности» (выявление агрессивности в ребенке). Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.
Ребенок ЧастоРедко
1. Спорит, ругается со взрослыми.
2. Часто устраивает истерики.
3. Винит других в своих неудачах.
4. Дерется в игре, отбирает игрушки у детей.
5. Сердится и отказывается, что- либо сделать.
6. Завидует другим детям, старается отомстить.
7. Отказывается подчиняться правилам.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его).
Если ответ «Часто» 6 и более раз, то можно предположить, что ребенок больше подвержен агрессивному состоянию.