Ленария Гизятуллова
Родительское собрание «Игрушки в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать родителям знания о значении игрушек, и ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Участники: родители и воспитатели группы.
Публикация «Родительское собрание „Игрушки в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Подготовка: текст объявления для собрания; анкетирование родителей; опрос детей «незаконченные предложения: «Моя любимая игра …», «Дома я люблю играть …», «С папой мы играем в …», «С мамой мы играем в …»; выставка книг, игр, статей: «Развивающие детские игры», камень говорения.
Ход проведения собрания.
Родители входят в зал : «Обратите внимание на эти высказывания ( на доске надписи: «Игра – это средство обучения и воспитания детей», «Игра – помеха для обучения», «Игра – источник забавы и удовольствия»). Как вы считаете, чем же игра является для вашего ребенка?» (родителям предлагается проголосовать за одно их высказываний).
«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», - Л. С. Выготский.
Антон Семё нович Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это развитие задатков, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение, четвертые считали, что в игре происходит получение информации. Все это верно. Как верно и то, что игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений.
Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.
Анализ высказываний родителей : Когда Вы заходили в зал, Вам предлагалось отдать свой голос за одно из высказываний. Какие же результаты у нас получились (обсуждение результатов)
Сейчас Вам предлагается поработать в группах. На листах ватмана напишите, что развивает игра.
Родители работают в группах 4-5 минут. После чего идет обсуждение (каждая команда высказывает свое мнение). И как подведение итогов на доске появляется цветок.
Значение игры в жизни ребенка очень велико:
• игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
• тренируют наблюдательность и ум;
• развивают творческие способности детей;
• формируют эмоционально-чувственную сферу личности ребенка;
• способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.
Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Игра детей неотделима от игрушек, о которых мы сегодня с Вами и поговорим.
Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приблизить игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. п. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.
- Наверное, и у Вас в детстве была любимая игрушка. Сейчас я Вам предлагаю вернуться в детство и вспомнить о своей любимой игрушке.
Упражнение «Моя любимая игрушка».
Включить релаксационную музыку и медленно говорить:
«Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себя в том возрасте, в котором Вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры Вы с ней играете. Она очень Вам нравится, Вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит Вам много радости и счастья, и Вы улыбаетесь, Вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в этот зал».
- С помощью нашей волшебной игрушкой (передавать игрушку по кругу) расскажите о Ваших ощущения, о своей любимой игрушке (задавая общий тон, первыми на вопрос отвечают воспитатели, затем клубок передают родителям).
- Вы стали взрослыми, а до сих пор вспоминаете свои любимые игрушки. Что должны делать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках? (непродолжительная дискуссия).
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Виды игрушек :
Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу.
Технические – транспорт, конструкторы всевозможные технические агрегаты.
Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).
Спортивно-моторные – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо).
Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и др.
Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т. д. (разноцветные вкладыши, ящички, матрешки, мозаики, лото и т. д.)
Строительные (состоят из геометрических тел).
Бывает, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры. Правильный подбор игрушек – серьезное дело. Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны – это приведет к однообразию сюжета игры.
В серийной игрушке, с которой чаще имеет дело современный ребенок, содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность важнее игрового применения. Игрушка программирует поведение ребенка.
Вопросы:
- На что Вы опираетесь в подборе игрушек?
- Каково Ваше отношение к игрушкам-монстрам, куклам Барби.
(Высказывания родителей).
Мнения психологов: игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины-скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Если же ребёнок с детства окружён представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована. Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему-то совершенно нормальному. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.
Много споров идет и о куклах Барби. Играя в Барби, ребёнок приходит как бы «на все готовое». Ребёнок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, ухаживающей за госпожой, убирающей в ее доме, в лучшем случае подругой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание не на «красоте», а в первую очередь на чувстве заботы.
Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Выбирая игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребёнок будет с ней делать? Чему она научит? Какие чувства возникнут у ребенка? Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.
Задание. Напишите на листочках
Любимые игрушки вашего ребенка.
Играете ли вы со своим ребенком, кто чаще?
Кто убирает игрушки?
Прослушивание опросы детей. Сравниваем ответы детей и родителей.
Закончить наше собрание хотелось бы словами : «…Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» - эти строки написаны М. Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.
Материал для родителей.
Чему обучается ребенок в игре?
Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.
Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные.
Осознавать свое реальное место среди других людей.
Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
Уважать себя и верить в себя.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
Свободно выражать свои чувства.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
Литература.
1. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие/ О. Л. Зверева, Т. В., Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006.-128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).