Приложение МААМ

Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»

Светлана Бадмаева
Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

"Готовность ребенка к школе".

Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание обучение при подготовке детей к школе.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

ознакомить родителей с критериями готовности детей к школе;

вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему).

2. выступление воспитателя по теме собрания

3. Презентация "Готовность ребенка к школе".

4. Самостоятельное определение мотивов, по которым он желает идти в школу

4. Полезные советы и рекомендации. Памятка "Что должен знать каждый ребенок"

5. Заполнение анонимного теста «Готов ли ваш ребенок к школе

Ход собрания:

I. Подготовительный этап.

- Оформление памятки Готовность ребенка к школе

- Подготовка мини презентации "Компоненты готовности к школе".

-Разработка теста «Готов ли ваш ребенок к школе

II. Вступительное слово ведущего.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.)

Тема родительского собрания "Готовность ребенка к школе" выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? существует несколько критериев готовности ребенка к школе. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям взрослого (педагога). Это другая сторона готовности к школе – психологическая.

Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремление обладать внешними атрибутами

школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими

покупками - доставите ему большое удовольствие. Правда со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемени, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.

Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют интерес к учебе.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты: социально-личностная или мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Итак как же определить, готов ли ваш ребенок к школе?

1. Социально-личностная готовность. В психологии существует такое понятие, как мотивация, которое означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу. Перед вами карточки, в которых обозначены различные мотивы. Предлагаю вам выбрать те из них, которые вы считаете правильными. На выполнение задания дается одна минута.

Карточки с текстом мотивов:

«Хочу учиться, чтобы быть, как папа (мама)».

«Научусь писать».

«Научусь читать».

«У меня братик есть маленький, ему буду читать книжки».

«В школе буду задачи решать».

«Мне форму купят красивую».

«У меня будет новенький ранец и пенал».

«В школе учится мой друг Леша».

«Буду много знать, стану умной (ым)».

Участники команд озвучивают свои варианты ответов, выслушивают мнения других команд.

А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает возможностью получать новые знания. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе должна восприниматься ими как ответственное дело. У них появится новый круг прав и обязанностей. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе.

Как же можно определить мотивационную готовность!

Купите ребенку или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите почитать сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дочитать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Так же вы можете предложить ребенку поиграть в школу -обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией,

скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисованию мелом на доске.

2. Эмоционально-волевая готовность.

Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.

Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь "включать" волю – ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре -пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши настольные игры, где необходимо

соблюдать правила, и подвижные игры, например "Зеркало" : стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он - ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу

похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполнения задания -это и есть зарождение

познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствует

развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируется как раз к 7 годам. Так что ваши

требования к 6-летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.

3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать,

классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Попробуйте сами оценить механическую память малыша

. Четко выговаривая слова, произнесите

бессмысленный набор слов: месяц, кукла, чашка, кровать, книга, потолок, стол, кукла, пила, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил

. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспримет не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизведет

9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов,

которые назвал раньше. Если вши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река-море-океан и т. д. Предложите ребенку запомнить5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает

совсем немного времени.

Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он

видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (пример, кресло,

кровать, стол, ложка.) На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу -мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к

посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок расскажет почему сделал такой выбор. Память, как и внимание, можно тренировать во время

прогулок. Проходя мимо какому-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. картинки типа "Найди 1

0 отличий" также подходят для развития памяти.

4. С шести или. ?Стремление родителей некоторых самостоятельно обучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправданно. Так, навык чтения и письма пригодится младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по

буквам (это в дальнейшем мешает преподавателям). Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным.

С 5 до 7 лет в жизни ребенка царит поистине золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти высшие психические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Школа предъявляет довольно высокие требования к психическому развитию ребенка. Поэтому родители, решившие отдать своего ребенка учится, должны все тщательно взвесить. Ведь 6-летние

дети запоминают то, что интересно, не то, что нужно запомнить. Им тяжело кон-центрировать свое внимание больше 10-15 минут. Неспособность легко адаптироваться к новым условиям, быстрая утомляемость, изменение привычного распорядка дня, неустойчивость настроения затрудняют овладение школьной программой. Усталость приводит к капризам. В такой ситуации

ребенку нужна сильная эмоциональная поддержка семьи и немалый родительский такт. Все замечания по поводу промахов и неудач папы и мамы должны делать очень осторожно и мягко, чтобы ребенок не боялся ошибиться в следующий раз. Родителям не следует опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовке к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем, систематических самостоятельных уроков со свои малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное-сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес,только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно тогда учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что чаще говорите при ребенке, что будущая учеба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым.

III. Заключительная часть.

Школьная готовность-это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще-она- как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому не редко -порой даже полуосознанноими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой -не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими. Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других -вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные "почивать на лаврах". При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых на всех "рецептов" нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: "Давай сделаем это

еще лучше, ты ведь умеешь". Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным. Школьная готовность -это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохраняет ему здоровье.

Рекомендации для будущих школьников «Что дожен знать ребенок при поступлении в школу»

• Свое имя, отчество и фамилию.

• Свой возраст (желательно дату рождения).

• Свой домашний адрес.

• Свой город (село) и его главные достопримечательности.

• Страну, в которой живет.

• Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

• Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

• Домашних и диких животных и их детенышей.

• Транспорт наземный, водный, воздушный.

• Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

• Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, тре-угольник, овал.

• Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх—низ и т. д.).

• Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (при-думать) рассказ по картинке.

• Запомнить и назвать б—9 предметов, картинок, слов.

Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

• Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, выре-зать по контуру предмет).

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометри-ческие фигуры, животных, людей, различные предмета с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

• Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

• Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).

• Уметь устанавливать социальные контакты.

• Иметь адекватную самооценку.

• Контролировать свои эмоции.

А сейчас давайте мы с вами определим на сколько готов ваш ребенок к школе. Анонимный тест «Готов ли ваш ребенок к школе

Тест для родителей.

1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке из 5 и более предложений?

6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Может ли он решать простые задачи на вычитание и сложение, прибавлять или отнимать единицу от заданного числа?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом: помидоры, морковь, лук?

18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно: рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном - в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

Памятки для родителей

Готовность ребенка к школе

Физическая готовностьобщее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

• Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

• Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

• Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет : ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Если у ребенка сформирована произвольность психических процессов, он будет успешен в учебе.

В современном обществе в критериях готовности ребенка к школе отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания, умения и навыки, как было раньше.

Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первыми и главными в воспитательно — образовательном процессе для детей являетесь вы, родители, а мы можем оказать помощь в воспитании и обучении. Послушайте еще несколько советов специалистов по подготовке детей к школе :

• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;

• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;

• научите ребенка правильно реагировать на неудачи;

• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе;

• приучайте ребенка к самостоятельности;

• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;

• научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

• чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

На этом позвольте закончить нашу встречу. Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Родительское собрание в младшей группе «Знаете ли вы своего ребенка?» Время проведения: первый квартал. Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Родительское собрание во 2 классе «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Цели: • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; • познакомить родителей с гигиеническими требованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 16:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бадмаева (УИ 499131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД