Альбина Богданова
Родительское собрание «Чтобы ребенок рос здоровым»
«Чтобы ребенок рос здоровым»
Проблема: Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.
Идея родительского собрания : Сплочение родительского коллектива; обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма; привитие стремления к здоровому образу жизни, активизация положительных эмоций, создающих бодрое жизнерадостное настроение.
Публикация «Родительское собрание „Чтобы ребенок рос здоровым“» размещена в разделах
Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи:
- формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей;
- повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Участники: Родители, воспитатели.
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей по теме собрания «Чтобы ребенок рос здоровым» (Приложение №1). Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе проведения собрания.
- Изготовление красочных пригласительных для родителей.
- Разработка памятки для родителей по здоровому образу жизни.
- Оформление советов родителям «Занимаемся дыхательной гимнастикой», «Берегите зрение вашего ребенка», «Закаливание ребенка в домашних условиях», «Пальчиковая гимнастика»
- Создание презентации для сопровождения выступлений.
Предполагаемый результат.
1. Осознание родителями понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Снижение уровня заболеваемости.
Ход собрания
Организационный момент.
Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку.
Воспитатели группы встречают родителей в зале. Предлагают всем родителям встать в круг и поздороваться с соседом слева любым способом: используя, жесты, мимику лица, различные словесные формы приветствия.
(Слайд № 1)
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! (Ответ родителей)
- Мы хотим не просто поприветствовать вас на нашем родительском собрании, а пожелать вам здравствовать - быть здоровыми.
Здравствуйте - и от одного этого слова на лицах появляется улыбка.
Здравствуйте - и мы хотим сказать, что нам очень приятно, что вы нашли время и пришли на собрание.
Здравствуйте - и мы хотим сказать, что рады вас всех видеть.
Здравствуйте - ведь мы не зря старались и готовились к собранию - вы пришли.
Здравствуйте - ведь мы хотим, чтобы наша группа, наши дети были здоровы.
Здравствуйте - мы хотим, чтобы они не только не болели, но и хорошо развивались, росли добрыми, умными, счастливыми.
Здравствуйте - мы хотим вам улыбнуться и увидеть улыбку в ответ.
И многое-многое другое значит наше "Здравствуйте".
Воспитатель: А что для вас, уважаемые родители, означает слово «Здравствуйте»? С чем оно у вас ассоциируется, какие ощущения вызывает? Что Вы хотите передать нам, здороваясь утром. (Ответы родителей. Предлагаем сказать каждому, передавая по кругу игрушку).
Итак, можно сделать вывод, что слово "Здравствуйте" - это пожелание здоровья.
(Слайд №2)
Воспитатель: Эпиграфом к нашему сегодняшнему собранию мы выбрали слова медика, писателя Н. М. Амосова «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение.
(Слайд №3)
Стихотворение В. Крестова “Тепличное создание”
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
(Слайд № 4)
Создание проблемной ситуации для родителей : “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек? (Ответы родителей).
Воспитатель: Итак, прежде всего, здоровый ребенок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален. Это «портрет» идеально здорового ребенка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребенка заботиться о своем здоровье! Для этого нужно формировать навыки привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.
Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем:
(Слайд № 5)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Неоконченные предложения».
- У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех: «Мой ребёнок будет здоров, если будет…».
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать правила личной гигиены.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и вовремя питаться.
Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом: «Что нужно делать, чтобы ребенок рос здоровым?» (Ответы родителей).
(Слайд №6)
Из проведенного анкетирования мы узнали, что:
- многими родителями часто, некоторыми всегда! в выходные дни не выполняется режим дня (поздний подъем утром и позднее укладывание вечером).
- не проводится утренняя зарядка, не уделяется время дневному сну.
- нарушается режим питания: частые перекусы на бегу, еда всухомятку, переедание сладостей.
- прогулка заменяется в лучшем случае играми дома, а то и просмотром мультфильмов, компьютерными играми.
Часто можно слышать от родителей о нежелании гулять с детьми на свежем воздухе. Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной системы, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 3-х раз в день не менее 4 часов в день, летом неограниченно.
Вывод: Все это негативно сказывается на неокрепшем растущем организме. Ослабляет иммунитет малыша, наносит огромный вред его здоровью. А результат – частые болезни.
(Слайд №7)
Знакомство родителей с содержанием работы по здоровьесбережению в группе.
Воспитатель: Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В нашей группе ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности, которая реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных праздников, досугов и развлечений, прогулок, различных гимнастик и многое другое. Также в работе с детьми мы используем следующие здоровьесберегающие технологии : утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, воздушные процедуры, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры, ходьба по массажным дорожкам, закаливание, артикуляционная гимнастика.
Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем.
(Слайд №8)
Воспитатель: Поговорим о закаливании детей в домашних условиях. (Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях)
Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты)
Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур, профилактических мер по предупреждению болезней.
Воспитатель: Вывод ясен: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви. (Советы родителям «Закаливание ребенка в домашних условиях» (Приложение 2)
(Слайд №9)
Воспитатель: Практика показывает, что один из наиболее перспективных и, самое главное, простых методов в оздоровлении детей является точечный массаж биологически активных точек.
Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Точечный самомассаж лица для детей, способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица.
Практикум проведения самомассажа
Точечный самомассаж носа для детей. Указательными пальчиками легко надавливают на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них кровообращение.
Выполняя вышеуказанный комплекс самомассажа можно использовать следующее слова:
«Крылья носа разотри – раз, два, три!
И под носом ты утри – раз, два, три!»
Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский организм: стимулирует процесс кровообращения, оказывает укрепляющее влияние на мышцы носоглотки, оказывает тонизирующее воздействие на эндокринную систему.
(Слайд № 10)
Воспитатель: В дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие всего организма, в том числе и органов зрения. В этот период развития ребенку свойственно проявлять любопытство, малыши с удовольствием смотрят телепередачи, интересуются компьютером. Именно то, что глаза детей подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, должно нас, взрослых особо настораживать.
Необходимо помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды, и предотвратить ухудшение зрения у малыша. Мы рекомендуем родителям больше внимания уделять осанке ребенка, если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением.
Предлагаем вам мастер-класс по проведению гимнастики для глаз.
Гимнастика для глаз «Глазки рисуют»
Мы сейчас глаза закроем, пусть немного отдохнут, закрывают оба глаза.
А сейчас глаза откроем и посмотрим, что вокруг открывают глаза.
Глазки вверх сперва поднимем, глаза поднимают вверх,
а потом посмотрим вниз, глаза опускают вниз.
Повторим неторопливо, аккуратно, вверх и вниз, повторяют
Нарисуем круг глазами, он похож на букву «О», глазами рисуют букву О.
А сейчас рисуем мостик, получается? Легко! взглядом рисуют мост.
А теперь смотри направо, и налево посмотри, глаза смотрят вправо- влево.
Глазки наши отдохнули, вот какие молодцы?
(Слайд № 11)
Воспитатель: Пальчиковая гимнастика, как один из видов здоровьесберегающих технологий, является наиболее доступной и часто применяемой на практике.
Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стишками. Всё это делает пальчиковую гимнастику доступной даже маленьким детям. Тренировку пальцев рук можно начинать с ясельного возраста, в неё могут входить простые движения пальцев, массаж кисти рук и каждого пальчика.
Занятия пальчиковой гимнастикой должны проводиться ежедневно в течение 2 – 3 минут, они могут включаться в занятия, повседневные режимные моменты, свободную деятельность детей. (Советы родителям «Пальчиковая гимнастика» Приложение №3)
(слайд №12)
Воспитатель: Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, тренировке силы выдоха и вдоха, предупреждению простудных заболеваний.
Сегодня мы с вами научимся применять на практике эти упражнения.
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
(слайд №13)
Рефлексия «Дерево полезности проведенного собрания»
Воспитатель: Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.
А теперь мы предлагаем взять (листья определенного цвета и разместить его на нашем Дереве) по шарику, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наше: «Дерево полезности нашего родительского собрания».
Зеленый лист - разговор был полезен, мы стараемся придерживаться всех тех принципов, которые были названы или обязательно попробую выполнить ваши рекомендации.
Желтый лист – информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.
Красный лист – Информация не была полезной, ничего нового я не узнал.
Замечательно, на нашем дереве много зеленых листьев, а это значит, вы будете больше внимания уделять здоровью ваших детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни, и воспитывать их своим примером.
(слайд №14)
Формулировка и принятие решения родительского собрания.
Решение родительского собрания :
• создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни.
• равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня.
• систематически интересоваться у воспитателей, полученными знаниями по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома.
• организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому.
• в выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
• систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка. (Слайд № 13)
Список литературы
1. Берестнева З. И. / Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. / М: Творческий Центр, 2008.
2. Волошина Л. И. / Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание – 2004, №1.
3. Гаврючина Л. В. / Здоровьесберегающие технологии В ДОУ. М. : Сфера, 2007 .
4. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов н/ Д: Феникс,2007.
5. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. / Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности - №1.