Ирина Проскурякова
Родительское собрание «Путешествие в город Вежливости»
Деловая игра с родителями
«Путешествие в город Вежливости»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
• Актуализировать понятие «вежливость».
• Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
Публикация «Родительское собрание „Путешествие в город Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: воспитатели и родители
Ход мероприятия
Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы рады видеть вас в этом уютном зале. И сегодняшнюю встречу мы посвящаем таким прекрасным человеческим качествам как доброта и вежливость. При входе в зал вам давали цветные смайлики. Участники со смайликами желтого цвета – 1-ая команда, со смайликами зеленого цвета – 2-ая команда. Также вы должны придумать название своей команды, которое будет соответствовать теме нашей встречи (родители предлагают названия своих команд).
Доброта, милосердие, воспитанность создают основу человеческого счастья. А сейчас мы предлагаем каждой команде собрать картинки из частей и прочитать пословицы, написанные на них:
• «Вежливости открываются все двери».
• «Умение вести себя украшает и ничего не стоит».
• «Доброе слово лечит, а злое калечит».
• «Ласковым словом и мед растопишь».
Супер! Молодцы!
Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века слово «веже» означало «знаток», т. е. человек, который знает правила приличия.
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная добрая страна.
Если будем вежливы
Каждый день и час -
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
Мы приглашаем вас в город Вежливости. И наше путешествие начинаем с аллеи «Добрых слов». В речи воспитанного человека всегда есть слова, которые мы называем волшебными, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Давайте их вспомним. Закончите начатую фразу вежливым словом.
Игра «Доскажи словечко»
• Встретив зайку, ёж–сосед говорит ему: … Привет!
• А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик … здравствуй!
• Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, но сказал он … извини.
• Толстая корова Лула ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: …Будь здорова!
• Муха Жу, хоть не хотела, в скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти скажут: …Доброго пути!
• Бык ромашек накосил и барана пригласил.
Тот один съел угощенье, но сказал …Прошу прощенья!
Класс! Я рада за вас!
Обратите внимание на экран. Герои сказок тоже говорили вежливые волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет сказочным персонажем и произнесет нужные слова:
• Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью).
• Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»).
• В сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)
• С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
А это переулок «Хороших манер».
Вежливость – это искусство вести себя в обществе и без знаний этикета нам не обойтись. А вот и красивый, умный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, сладкоежка Карлсон, который все знает о культуре поведения.
Предлагается игра «Чудесный горшочек». Команды достают по очереди из горшочка вопросы о правилах поведения за столом и озвучивают свои ответы:
За стол нужно садиться:
а) в шапке;
б) в пальто, варежках;
в) сняв верхнюю одежду и вымыв руки.
Косточки из компота и фруктов:
а) плюют на стол;
б) аккуратно выплёвывают на ложечку и кладут на блюдце;
в) выплёвывают в руку.
Во время еды:
а) можно разговаривать с набитым ртом;
б) сначала нужно проглотить пищу, а потом что-то сказать;
в) важно откусывать пищу большими кусками.
После еды губы и руки вытирай:
а) салфеткой;
б) о свою одежду;
в) о скатерть.
За столом некрасиво:
а) сидеть, согнувшись;
б) класть локти на стол;
в) сидеть на согнутых ногах.
Когда пьёшь чай:
а) ложку оставляй в стакане;
б) всё время размешивай чай ложкой;
в) размешав сахар, положи ложку на блюдце.
Молодцы! Класс!
А сейчас мы подходим к улице «Воспитание», нас встречает очаровательная и несравненная леди Совершенство - Мэрри Попинс.
Родители – это самые главные люди в жизни малыша. Именно от их компетентности в вопросах воспитания во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его успешность. Вам предложены ситуации, которые часто возникают в жизни. Вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.
Ситуация № 1.
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2.
Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях.
Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
Ситуация № 3.
Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая, живет по принципу: «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком.
Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
Ситуация № 4.
Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть.
А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой.
Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли это ему?
Игра-разминка
А сейчас всех приглашаем в круг. Если ведущий называет слово, подходящее к понятию вежливый, то все участники идут по кругу (под музыку, если называется слово, подходящее к понятию невежливый, то хлопают в ладоши и поворачиваются в другую сторону.
Слова: вежливый, дерзкий, воспитанный, грубый, тактичный, деликатный, циничный, корректный, галантный, некультурный, внимательный, наглый, обходительный, невоспитанный, уважительный, неприветливый, заботливый.
Быстро летит время, растут дети и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Какие бы советы вы им дали? От каких ошибок вы бы их предостерегли? Давайте продолжим фразу: «Чтобы ребенок рос воспитанным, родителям надо…» (родители передают друг другу игрушку-солнышко и говорят советы).
Мы в парке Комплиментов.
Известная поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала». Каждой команде предлагается назвать слова-комплименты для команды соперников (музыка»).
Прекрасно!
Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения. Как говорит пословица «дети растут не от хлеба, а от радости» (родителям предлагаются «70 способов похвалы ребенка»).
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – площади Добра. И в память о нашем путешествии давайте подарим жителям дерево Радости, которое сделаем сами (музыка).
«Невоспитанный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям».
Воспитан ли мой ребенок, присуще ли ему вежливость, чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения. Если обращаться с людьми вежливо они так же будут к вам относиться. «Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» — это не только слова. Это выражение вежливости; с помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства. Быть вежливым — значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это не значит обращаться друг к другу на "вы". Если ты при первой встрече с человеком проявил вежливость, в следующий раз ему захочется познакомиться с тобой поближе, чем–то помочь тебе. Вежливость — как магнит. Она притягивает к нам людей. (На память родителям вручаются маленькие солнышки-частички доброты, любви и вежливости).
Всем большое спасибо! До свидания. Всего Вам доброго.
70 способов похвалы для ребенка
Как здорово, когда взрослые свободно и искренне могут выразить свои чувства ребенку, ведь доброжелательная оценка старшего всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой.
1. Ты сейчас на правильном пути.
2. Великолепно!
3. У тебя получилось это дело.
4. Правильно!
5. Это хорошо!
6. Супер!
7. Я горжусь тобой!
8. Ты делаешь это очень хорошо.
9. Это намного лучше.
10. Хорошая работа!
11. Я счастлив видеть эту работу.
12. Ты делаешь хорошую работу.
13. Ты близок к истине!
14. Мои поздравления!
15. Это то, что надо!
16. Я знал, что ты можешь сделать.
17. Сейчас ты это понял.
18. Класс!
19. Ты быстро учишься.
20. Продолжая работать так же, ты добьёшься многого.
21. Я не смог бы сделать лучше.
22. Это правильный путь.
23. С каждым днём у тебя получается Лучше.
24. Это способ!
25. Ты ничего не упустил!
26. Так держать!
27. Необыкновенно!
28. Прекрасно!
29. Это лучше всего!
30. Совершенно!
31. Сенсационно!
32. Теперь ничего тебя не остановит!
33. Отлично!
34. Это была первоклассная работа.
35. Замечательно! 36. Гениально!
37. Твой мозг поработал на славу
38. Ты добьёшься успеха.
39. Это выдающееся открытие.
40. Фантастика!
41. Здорово!
42. Это прекрасная работа!
43. Ты делаешь это красиво!
44. Как ты много сделал!
45. Умница!
46. Ты действительно это улучшил.
47. Превосходно!
48. Поздравляю!
49. Ты прав!
50. Держись так!
51. Ты сделал это как раз вовремя.
52. Мне нравится ход твоих мыслей!
53. Я очень горжусь тобой.
54. Очень приятно учить таких умных детей.
55. Большое тебе спасибо.
56. Я никогда не видел ничего лучшего.
57. Твоя работа принесла мне много радости.
58. Чудо!
59. Олрайт — полный порядок.
60. Мощный прорыв!
61. Вот этого я ещё не видел.
62. Ты неуязвим сегодня.
63. Это уже успех!
64. Это твоя победа.
65. Теперь ты чувствуешь свои возможности.
66. Ты настоящий мастер.
67. Сердечно рада за тебя.
68. Не могу не выразить свой восторг.
69. Грандиозно!
70. Я верю в тебя!