Марина Потомкина
Организация работы с родителями по развитию навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Тема:«Организация работы с родителями по развитию навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы в рамках тематической недели «Зима. Сезонные изменения в природе»
Авторы:
Андронникова Л. И.
Дегтева Н. В.
Дубакова Т. Н.
Лаптева М. М.
Локтева Е. И.
Потомкина М. Г.
Форма: «Круглый стол».
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через совместное решение задач речевого развития детей.
Задачи:
• Расширить представление родителей о сформированности навыков фонематического анализа и синтеза у детей 6-7 лет.
• Познакомить родителей с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Участники собрания: родители воспитанников, воспитатели подготовительной логопедической группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед.
Ход собрания (воспитатели).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников».
1 часть: «Совсем немного науки»
- Хорошо развитая устная речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Достаточный уровень сформированности навыков фонематического анализа и синтеза является главным условием для успешного становления письменной речи (т. е чтения и письма).
На современном этапе ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи речевого развития дошкольников :
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи.
5. Подготовка детей к обучению грамоте.
6. Приобщение к художественной литературе.
- А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться.
• Игра «Давайте познакомимся» (с волшебной палочкой).
- Уважаемые родители, предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. А поскольку наступила зима, мы отправляемся в путешествие в страну «Холодунию».
2часть: Деревня «Звучалочка»
- Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей. В качестве разминки мы актуализируем с вами словарь признаков, и постараемся подобрать как можно больше слов-признаков к зимним терминам:
(педагог предлагает родителям подобрать эпитеты к словам).
• Игра-разминка «Подберите эпитеты к словам»
- снег - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.
- пальто - теплое, зимнее, новое, красивое…
- горка - снежная, ледяная, скользкая, высокая, опасная….
- мороз - сильный, трескучий, январский, крещенский, долгий ….
Одним из направлений логопедической коррекционной работы, помимо постановки и автоматизации исправленных звуков, а также осуществлению контроля за произношением в свободной речевой деятельности, в частности, в домашних условиях, является развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Зачастую у ребёнка в подготовительной группе исправляются нарушенные звуки, однако встречаются ошибки и трудности при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове, а также количества звуков и места звука в слове. Многие дети испытывают затруднения в подсчёте количества звуков, путают понятия «звук» и «буква». С помощью дидактических игр мы продемонстрируем, как вы сможете помогать детям овладевать волшебным миром звуков нашей речи. Эти задания вызовут огромный интерес в совместной с вами деятельности. Время, проведённое вместе с вашим ребёнком, пролетит незаметно, подарив вам положительные эмоции.
Уважаемые воспитатели, родители, помните!
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А О У И Ы Э.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - [Й] (мягкий согласный)[А], Ю - [Й][У], Е - [Й][Э], Ё - [Й][О].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Аналогии : гласный – красный (рифма)
Твёрдый согласный – грозная, хмурая туча
Мягкий согласный – нежная весенняя травка на лужочке
• 1 задание Игра: «Назови гласные звуки» (работа в командах).
Цель игры: Развивать фонематический слух (умение слышать звуки и выделять их в слове).
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Назвать гласные звуки, которые есть в названиях изображённых предметов. Предметы на слайде: снег, лёд, наст, шарф, парк.
Гласные звуки в словах: [э], [о], [а], [а], [а].
• 2 задание Игра «С чего начинается?».
Цель игры: умение слышать и называть звук, находящийся в начале слова.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Назвать согласные звуки, которые находятся в названиях предметов, изображённых на картинках, в начале слов. Предметы на слайде: каток, ёлка, мороз, иней, игра, рукавицы.
Первые согласные звуки в словах: [к], [й], [м], [р].
• 3 задание Игра «Что в конце?».
Цель игры: умение слышать и называть звук, находящийся в конце слова.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Из предметов, изображённых на слайде, выбрать и назвать те, в которых мягкий согласный звук находится в конце слов. Предметы на слайде: снег, метель, сугроб, изморозь, иней, вихрь, снегирь.
Согласные звуки, находящиеся в конце, в словах: [ль], [сь], [й], [рь], [рь].
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
• 4 задание Игра «Посчитай гласные».
Цель игры: умение слышать и называть гласные звуки, присутствующие в названиях предметов, изображённых на картинках.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Из предметов, изображённых на слайде, выбрать и назвать те, в названиях которых есть 2 гласных звука. Предметы на слайде: ледянки, ёлка, хоровод, коньки, снеговик, снежок.
2 гласных звука в словах: [о], [а]; [а], [и]; [и], [о].
• 5 задание Игра «Просто посчитай!».
Цель игры: умение слышать и называть звуки в слове по порядку, считая их количество, в названиях предметов, изображённых на картинках.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Посчитайте, сколько звуков в названии предметов. Предметы на слайде: снежинка (8, коньки (5, гирлянда (8, мороз (5, сугроб (6, ёлка (5, пальто (5, льдинки (6).
• 6 задание Игра «Раскрась нужным цветом».
Цель игры: умение слышать звуки в слове, считая их количество, учитывая характеристику и обозначая соответствующим цветом.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики. Раздаточный материал в виде чёрно-белого предмета и таблицы, ячейки которой необходимо раскрасить. Цветные карандаши (красный, синий, зелёный)
Ход игры.
Посчитайте, сколько звуков в названии предметов. Отметьте ячейку, соответствующую последнему звуку в названии предмета. Раскрасьте каждую ячейку таблицы в тот цвет, который соответствует звуку в слове (гласный – красный цвет; твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный). Предметы на картинках: пуховик, снеговик, рукавицы, ледянки, сосулька, снегирь, снегурочка, валенки.
пуховик
снеговик
• 7 задание Игра «Определи место».
Цель игры: умение слышать и определять место заданного звука в слове, в названиях предметов, изображённых на картинках.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Назовите предметы. Определите, где находится звук [к] в названиях этих предметов (в начале слова, в середине или в конце). Предметы на слайде: снежок (в конце слова, коньки (в начале слова, снеговик (в конце слова, снег (в конце слова, каток (в начале и в конце слова, горка (в середине слова, клюшка (в начале и в середине слова, санки (звука [к] в слове нет).
ФИЗМИНУТКА
• 8 задание Игра «Назови слово».
Цель игры: умение слышать и последовательно соединять звуки в слово. Слова зимней тематики.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики будут появляться по щелчку мыши в случае правильного ответа.
Ход игры.
Какое получится слово, если 1-й звук [м]
2-й звук [а]
3-й звук [р]
4-й звук [о]
5-й звук [с].
Слова: сугроб, метель, вьюга, позёмка, снегопад.
• 9 задание Игра «Выбери картинку».
Цель игры: умение слышать и называть звуки в названиях изображённых предметов, считая их количество, и наличие заданного звука.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Выберите и назовите только те предметы, в названиях которых 5 звуков и есть звук [а] в любом месте слова. Предметы на слайде: сугроб, пальто, мороз, валенки, птицы, коньки, шарф, сапог, метель, санки.
• 10 задание Игра «Выбери картинку».
Цель игры: умение слышать и называть слова, в которых указанный звук находится в определённом месте, в названиях изображённых предметов.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Выберите и назовите только те предметы, в названиях которых звук [т] находится в конце слова. Предметы, изображё нные на слайде: куртка, гололёд, пальто, снегопад, каток, снегокат, хоровод, конфеты, холод.
• 11 задание Игра «Выбери картинку».
Цель игры: умение слышать и называть слова, в которых все согласные звуки твёрдые, в названиях изображённых предметов.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Выберите и назовите только те предметы, в названиях которых все согласные звуки являются твёрдыми. Предметы, изображё нные на слайде: лыжи, снежок, шайба, санки, горка, подарок, костюм, каток, фонарики.
• 12 задание Игра «Выбери картинку».
Цель игры: умение слышать и называть слова, в которых все согласные звуки мягкие, в названиях изображённых предметов.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинки с изображением предметов зимней тематики.
Ход игры.
Выберите и назовите только те предметы, в названиях которых все согласные звуки являются мягкими. Предметы, изображё нные на слайде: метель, синица, гирлянда, иней, ледянки, рукавицы, снегирь.
• 13 задание Игра «Шарада».
Цель игры: умение слышать и последовательно соединять звуки в слово, расшифровав при этом «скрытый» звук. Слова зимней тематики.
Материал: Презентация в программе Power Point с картинками на тему «Зима». Картинка с изображением правильного ответа появится по щелчку мыши в случае правильного ответа как итог выполненных заданий.
Ход игры.
Какое получится слово, если 1-й звук мягкий согласный;
2-й звук гласный;
3-й звук образуется при смыкании губ;
4-й звук первый гласный.
Это сезон. Это… – зима!
Городок «Логоград» (музыкальный руководитель).
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания детей.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Систематическое использование речевых упражнений в синтезе с музыкой и движением развивают : музыкальный слух, ритм и память, эмоциональность, внимательность, творчество, улучшают связную речь, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
Игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования логоритмических упражнений превращает занятия в весёлую обучающую игру.
• Пальчиковая игра с пением «Дом в лесу»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом
развитии ребёнка.
Задачи:
- формировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
- развивать чувство ритма в движении; общую и мелкую моторику;
- улучшать дикцию.
ДОМ В ЛЕСУ
Есть в лесу из брёвен дом. руки сомкнуты над головой (крыша)
Есть окошко в доме том. соединяем большие и средние пальцы рук
в виде квадрата (окошко)
Посмотрите в то окно – в доме тихо и темно. по очереди смотрим в
окошко правым и левым глазом
Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом. тихонько стучим кулачком
левой руки о ладонь правой руки
Выглянул какой-то зверь, «гав!», сказал и запер дверь! показываем «собачку»
Мы погромче кулачком постучимся в этот дом. стучим погромче
Выглянул какой-то зверь, «ме-е!» сказал и запер дверь! показываем «козу»
Громко-громко кулачком постучимся в этот дом. стучим с силой
Выглянул какой-то зверь, «му-у!» сказал и запер дверь! показываем «корову»
Киска из окна глядит, «мяу-мяу» говорит. кладем подбородок на
соединенные «полочкой» ладони, качаем головой
Хватит в домик наш стучать, дайте хоть чуть-чуть поспать! грозим пальчиком,
«засыпаем».
• Игра «Музыкальные мнемотаблицы»
• Основные задачи:
- формирование развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и исполнять песни по мнемотаблице;
- развитие музыкального слуха, умственной активности, наблюдательности;
- обучение детей правильному звукопроизношению.
• Принцип работы по разучиванию песни:
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.
4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц).
«Вышло солнце».
3 часть. Рефлексия «Чудесная музыкальная шкатулка».
- Педагог предлагает всем присутствующим ответить, что они хотели бы положить в шкатулку и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном мероприятии.
- В конце встречи благодарим родителей за время, проведённое вместе.
Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.