Цимбельман Виктория Викторовна
Родительская школа «Мастерим игры своими руками. Изготовление дидактического пособия для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мастерим игры своими руками. Изготовление дидактического пособия для детей»
I.Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть всех, кто нашёл время, и пришел сегодня на Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей в рамках родительской школы! Сегодня я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное пособие.
Публикация «Родительская школа „Мастерим игры своими руками, Изготовление дидактического пособия для детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).
Обучающие игры-занятия помогут малышу совершенствовать навыки самообслуживания, подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Вас, естественно, волнует вопрос как обеспечить полноценное развитие ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовите к овладению навыком самообслуживания, письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Я рекомендую вам, уважаемые родителям, сделать в домашних условиях данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей.
II. Практическая часть
Предлагаю вам самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.
И так нам понадобиться:
1. Салфетки универсальные
2. Ножницы
3. Карандаш
4. Трафарет геометрических фигур
Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…
Данное пособие поможет :
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету).
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Варианты игр:
«Собери красивые бусы» - дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры» - педагог говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву» - ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка).
«Найди пару», «Найди такую же» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Составь фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Уважаемые родители, следующее дидактическое пособие которое вы вместе со своими детьми сможете изготовить дома — это математический планшет или «Геометрик» (геоборд) он похож на Геоконт Воскобовича. Представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных). «Рисование резиночками» дает ребенку уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Дети учатся ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику.
Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценное развитие.
Начинать заниматься можно с 1,5 — 2-х лет и старше.
Польза математического планшета:
1. Развивает когнитивные способности ребенка : пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.
2. Способствует развитию мелкой моторики рук.
3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.
4. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.
5. Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.
6. Помогает в изучении различных школьных предметов — математике, информатике, на уроках русского языка и литературы, географии, биологии.
7. Занятия на «Геометрике» расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.
Математический планшет прост в использовании и изготовлении. Это игрушка, которая делается за считанные минуты, а использовать ее можно долгие годы.
Для изготовления математического планшета своими руками вам понадобятся.
1) доски квадратной или прямоугольной формы
2) канцелярские кнопки с ручкой
3) банковские резинки
4) схемы рисунков
Теперь можно с ним играть, использовать его на занятиях.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки, что в дальнейшем способствует быстрому освоению навыков самообслуживания (шнуровка, застегивание пуговиц, липучек, к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.
Упражнение «Кружок»
Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота -
Вся веревка завита.
Упражнение «Улитка»
Цель - упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Упражнение «Облака»
Цель – упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые
Целые, дырявые,
Легкие воздушные,
Ветерку послушные.
(С. Михалков)
Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка.
Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.
Упражнение «Бусы»
Цель – учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их (или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»
Игра «Кто больше?»
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и победитель.
Игра «Кто быстрее?»
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.
Игра «Разные дорожки»
Цель – учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц – по извилистой)
Игра «Три цвета есть у светофора»
Цель - дать представление о понятии «светофор» и его назначении, закрепить знания цветов: зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Игра «Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»
Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Игра «Колеса для машин»
Цель - формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Очень часто дети не умеют застегивать пуговицы на одежде. Чтобы этот процесс прошел в игровой форме, предлагаю изготовить следующее пособие.
Дидактическое пособие «Застежка-трансформер»
Цель: Развитие мелкой моторики, формирование мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления.
Процесс изготовления
Из плотной ткани сшить полоски разных цветов одинаковые по ширине и длине можно также использовать полоски из фетра. На каждой полоске пришить пуговицу и сделать петлю для пуговицы. Таких полосок должно быть несколько и обязательно – полоска, а лучше – две, с петлей на двух концах для завершения конструкции.
Это могут быть и домики, разные по высоте, солнышко, геометрические фигуры. Из полосок можно соединять дорожки, разные по длине, цвету, и другие конструкции – все зависит от воображения ребенка.
Дидактическое пособие «Жадные прищепки»
Для изготовления данного пособия Вам понадбить чуть больше времени, но результат того стоит.
Дидактическое пособие «Жадные прищепки» состоит из:
- деревянной сушилки для белья, с двумя натянутыми веревками;
- одежда, вырезанная из тонкого цветного картона;
- цветных бельевых прищепок.
Игра с прищепками помогает развить мелкую моторику рук, которая в свою очередь влияет на развитие речи, внимание, памяти, координации движений, восприятие, воспитывается усидчивость детей. Так же дидактическое пособие способствует, лучшему запоминанию детьми цветов, позволяет выучить названия предметов одежды, и классифицировать на мужскую, женскую, а также по временам года. Способствует бытовой адаптации детей, приучая их к труду и помощи родителям.
В начале игры я на занятиях интересуюсь у детей, в каком случае нужно стирать одежду и что с ней делать после стирки. Можно сопровождать игру проговариванием стихотворения.
Жадная прищепка (Галина Анатольевна Мальцева)
Все прищепки после сушки
Разевали рты - болтушки,
Напевали трали-вали,
Мне послушно отдавали
Кто - купальник,
Кто - пижаму,
Кто - любимую панаму…
А последняя прищепка
На верёвке очень крепко
С жадностью
Сомкнула рот
И платок не отдаёт.
III. Итог. Рефлексия. Анкетирование.
С дидактическими пособиями ребенок весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития!
Удачи, творческих успехов! Спасибо всем, кто пришел!