Елена Бабарико
Родительская гостиная «Экология семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: гармонизация детско-родительских отношений
Задачи:
• подвести к осознанию причинно-следственных связей между родительскими отношениями и развитием ребёнка;
• создать условия для развития желаний родителей активно участвовать в жизни своего ребёнка;
• создать условия для повышения у родителей педагогической компетенции.
Форма проведения: круглый стол.
Обоснование:
Публикация «Родительская гостиная „Экология семьи“» размещена в разделах
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. И именно участие родителей в образовательном процессе может объединить семью.
Ход родительского собрания
1. Водная часть (мотивация к деятельности)
Звучит музыка леса.
«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: прикоснуться к природе можно только сердцем». Это высказывания о взаимоотношениях природы и человека.
- А можно эти высказывания сравнить с взаимоотношениями в семье с детьми?
Рассуждение родителей
2. Основная часть
2017 год объявлен годом экологии. Но не все знают, что этот год в странах СНГ так, же объявлен годом семьи. Мы решили объединить два этих названия, и получилось «Экология семьи». В нашем понимании экология - это наука, изучающая взаимосвязи в природе, наука, защищающая природу. Если сравнивать два понятия «семья» и «природа», то можно сказать, что они очень похожи.
• Игра – тренинг «Семья и природа»
На одной половине доски написано «СЕМЬЯ», на другой половине «ПРИРОДА»
- Предлагаю всем нам высказаться и порассуждать на тему: «Что объединяет эти два понятия»
Рассуждение родителей, педагог записывает высказывания.
Рождение – создание, брак
Размножение – рождение детей
Гибель – развод, смерть
Болезнь – болезни, ссоры
Мусор – пагубные привычки
Вред человека – измены
- Как мы видим, природу и семью очень многое объединяет. Природа делится на живую и неживую природу. Живая природа никак не может существовать без неживой природы. Все взаимосвязано. И в природе каждый выполняет свои функции и назначения. И если вдруг в природе что-то изменяется, или в природу кто-то вторгается, или кто-то перестает выполнять свои назначения, то в мире происходят катаклизмы, исчезают некоторые виды растений, животных, насекомых, что ведет к вырождению природы, а значит, и разрушению экологии Земли. Так и семья. Какая бы не была большая или маленькая, полная и неполная, многодетная или с одним ребенком – это ваша семья, это ваша вселенная, это ваша природа, в которой каждый занимает свою нишу и выполняет свои функции. Для всех членов семьи семья должна является жизненным пространством, где каждый сможет удовлетворить свои потребности, реализовать свои способности и в то же время находиться в тесной связи со всеми членами своей семьи. Для этой «экологической системы» характерно то, что если так же, как природе, что-то изменяется, или кто-то вторгается, или кто-то перестает выполнять свои назначения и функции, то семья может распасться.
• Тест – рисунок «Сердечки»
- На столах лежат сердечки. Сердце - это ваша семья. Разделим сердце на равные части, в зависимости от членов семьи. Предлагаю детей раскрасить одним цветом, а родителей - в другой цвет, других членов семьи тоже на ваше усмотрение.
Родители выполняют задание.
- Сделаем анализ наших сердечек. Какие цвета имеют наши дети (теплые, а какие вы - родители?
- А теперь представьте, что в семье произошел разлад, ссора или развод. Раскрасьте ваши сердечки еще раз, в зависимости от того, кто страдает больше.
Родители выполняют задание.
- Сделаем анализ наших сердечек. Какие цвета вы выбрали и почему? Кто страдает больше всех от конфликтов семье?
Рассуждение родителей
- По мнению психологов, зачастую во время ссор ребенок играет роль «козла отпущения». Как вы думаете, почему?
Рассуждения родителей (ребенок не может дать отпор, родители считают, что наставления идут на благо ребёнку, самоутверждаются в глазах друг друга и т. д.)
- Как ни странно звучит, но семья с большой вероятностью без такого «козла отпущения» не смогла бы дальше существовать. Ребёнок неосознанно воспринимает семейную ситуацию, в определенной мере сам принимает данную позицию. В этой «экологической ситуации» ребенок является связующим звеном, помогающий разрядить или уменьшить напряжение в семье. И от вас, взрослых, умных и зрелых родителей зависит, какую роль может играть ребенок в данной ситуации.
• Решение проблемной ситуации
- Как из ребёнка сделать положительного «козла отпущения»? Как ребёнок может объединить семью?
Рассуждения родителей
- Семья и дошкольное учреждение - два важных института в воспитании детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. И именно участие родителей в образовательном процессе может объединить семью.
- Как вы думаете, где, в каких ситуациях родители могут принять участие в образовательном процессе дошкольного учреждения?
Рассуждения родителей
- Наше дошкольное учреждение работает в рамках недельных проектов. В начале года планируются темы проектов. И сегодня мы представляем проекты, в которых вы можете принять активное участие. У вас есть возможность самим определить, на каких этапах реализации проектов вы можете принять участие. Или это будет сбор материалов, или участие в образовательной и совместной деятельности, или выпуск стенгазеты, или подготовка презентаций. А самое главное, что всё это вы будете делать совместно со своим ребёнком и со всеми членами своей семьи.
- Рассмотрим некоторые проекты: «Покормите птиц зимой», «Народные игрушки» (насекомые, «Моя семья». Каждой группе предлагаем разработать мероприятия в рамках одного проекта, где родители смогли бы совместно со своим ребенком, принять активное участие.
3. Практическая часть
(родители делятся на мини-группы по цвету стикеров)
• Работа родителей в группах (родители разрабатывают мероприятия, педагог оказывает помощь)
• Представление родителей своих мероприятий
«Покормите птиц зимой», участие родителей : изготовление кормушек; конкурс плакатов «Покормите птиц зимой!»; сбор информации о зимующих птицах, сбор корма для птиц и т. д.
«Народные игрушки», участие родителей : изготовление народной игрушки для конкурса, участие в театральной пятнице; совместное изготовление и обыгрывания игрушек из ткани, соленого теста, из разного бросового материала; проведения народных игр и т. д.
«Моя семья», участие родителей : в концерте «Минута славы нашей семьи», спортивном празднике «Папа, мама и я – спортивная семья»; выставке рисунков, фотогазет, плакатов о семье и т. д.
4. Заключительная часть
- Есть замечательные слова «Счастье - это когда тебя понимают!». У вас есть работа, друзья и что-то другое, но если в семье нет взаимопонимания, взаимосвязей, то и семьи нет. Очень важно вовремя успеть понять, когда разрушается «экология семьи» и вовремя её спасти. Совместные мероприятия сближает семью, и неважно, где и при каких условиях вы это будет делать. Главное, что вы вместе добиваетесь какой-либо цели. Помогая вашему ребёнку принять активное участие в проекте, участвуя в жизни детей в условиях детского сада, вы невольно сближаете свою семью. А наша задача - вам в этом помочь.