Елена Гусева
Родительская гостиная «Сенсорные игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2. Показать родителям какие они могут изготовить своими руками игры для детей для закрепления полученных знаний дома.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Ожидаемые результаты: раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста,обмен опыта, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями
Участники: родители, педагоги.
Предполагаемое время: 60 минут
Оборудование: плакат с высказыванием выдающихся людей, карточки с названиями сенсорных эталонов, ромашка «сенсорное воспитание для ребенка – это …», клубок ниток, презентация «Учимся играя».
Форма проведения: Родительская гостиная
План мероприятия:
1. Выступление «Роль сенсорного развития для детей раннего возраста».
2. Презентация «Учимся играя».
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
4. Обмен мнениями по проблеме.
5. Рефлексия мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Вступление. Дорогие мамы и папы! Мы очень рады видеть Вас на нашей гостинной, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Надеемся, что сегодня мы с пользой проведем время. Для того, чтобы снять напряжение предлагаем поиграть в игру «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.) Затем игра «Клубок» ( Вопрос: какой он)
- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т. е. свои ощущения об этом предмете.
«Роль сенсорного развития детей раннего возраста»
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.
Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов : цвет, форма, слух, вкус, запах.)
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка” : глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).
Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.
Уважаемые родители! Подведё м с вами итог: какие качества развивается за счет сенсорного развития у детей? Предлагаю Вам собрать ромашку ( Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»). Родители собирают.
1. интеллектуальное развитие,
2. готовит к реальной жизни,
3. развивает наблюдательность,
4. развивает внимание,
5. позитивно влияет на эстетическое чувство,
6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
7. усвоение сенсорных эталонов,
8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)
2. Презентация «Учимся играя»
Уважаемые родители! Предлагаю вам обратить внимание на экран - презентация «Учимся играя»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают.
Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т. д.)
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
Обратите внимание! Перед вами на столе следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Я предлагаю вам объединиться малыми группами по 5 человек. Вам необходимо сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, когда игрушки будут готовы, необходимо своим игрушкам сделать презентацию (рекламу, объяснить, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
4. Обмен мнениями по проблеме.
Уважаемые родители! Сейчас я Вам предлагаю обменяться своими мнениями:
1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?
2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
5. Рефлексия мероприятия.
Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2. Показать родителям какие они могут изготовить своими руками игры для детей для закрепления полученных знаний дома.
Ожидаемые результаты: раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста,обмен опыта, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями
Участники: родители, педагоги.
Предполагаемое время: 60 минут
Оборудование: плакат с высказыванием выдающихся людей, карточки с названиями сенсорных эталонов, ромашка «сенсорное воспитание для ребенка – это …», клубок ниток, презентация «Учимся играя».
Форма проведения: Родительская гостиная
План мероприятия:
1. Выступление «Роль сенсорного развития для детей раннего возраста».
2. Презентация «Учимся играя».
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
4. Обмен мнениями по проблеме.
5. Рефлексия мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Вступление. Дорогие мамы и папы! Мы очень рады видеть Вас на нашей гостинной, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Надеемся, что сегодня мы с пользой проведем время. Для того, чтобы снять напряжение предлагаем поиграть в игру «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.) Затем игра «Клубок» ( Вопрос: какой он)
- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т. е. свои ощущения об этом предмете.
«Роль сенсорного развития детей раннего возраста»
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.
Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов : цвет, форма, слух, вкус, запах.)
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка” : глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).
Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.
Уважаемые родители! Подведё м с вами итог: какие качества развивается за счет сенсорного развития у детей? Предлагаю Вам собрать ромашку ( Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»). Родители собирают.
1. интеллектуальное развитие,
2. готовит к реальной жизни,
3. развивает наблюдательность,
4. развивает внимание,
5. позитивно влияет на эстетическое чувство,
6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
7. усвоение сенсорных эталонов,
8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)
2. Презентация «Учимся играя»
Уважаемые родители! Предлагаю вам обратить внимание на экран - презентация «Учимся играя»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают.
Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т. д.)
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
Обратите внимание! Перед вами на столе следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Я предлагаю вам объединиться малыми группами по 5 человек. Вам необходимо сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, когда игрушки будут готовы, необходимо своим игрушкам сделать презентацию (рекламу, объяснить, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
4. Обмен мнениями по проблеме.
Уважаемые родители! Сейчас я Вам предлагаю обменяться своими мнениями:
1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?
2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
5. Рефлексия мероприятия.
Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.