Папки-передвижки

Родительская гостиная «Сенсорные игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»

Елена Гусева
Родительская гостиная «Сенсорные игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.

2. Показать родителям какие они могут изготовить своими руками игры для детей для закрепления полученных знаний дома.

Темочки:

Ожидаемые результаты: раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста,обмен опыта, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями

Участники: родители, педагоги.

Предполагаемое время: 60 минут

Оборудование: плакат с высказыванием выдающихся людей, карточки с названиями сенсорных эталонов, ромашка «сенсорное воспитание для ребенка – это …», клубок ниток, презентация «Учимся играя».

Форма проведения: Родительская гостиная

План мероприятия:

1. Выступление «Роль сенсорного развития для детей раннего возраста».

2. Презентация «Учимся играя».

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

4. Обмен мнениями по проблеме.

5. Рефлексия мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Вступление. Дорогие мамы и папы! Мы очень рады видеть Вас на нашей гостинной, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Надеемся, что сегодня мы с пользой проведем время. Для того, чтобы снять напряжение предлагаем поиграть в игру «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.) Затем игра «Клубок» ( Вопрос: какой он)

- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т. е. свои ощущения об этом предмете.

«Роль сенсорного развития детей раннего возраста»

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему и как научить ребёнка?

Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов : цвет, форма, слух, вкус, запах.)

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка” : глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.

V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.

Уважаемые родители! Подведё м с вами итог: какие качества развивается за счет сенсорного развития у детей? Предлагаю Вам собрать ромашку ( Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»). Родители собирают.

1. интеллектуальное развитие,

2. готовит к реальной жизни,

3. развивает наблюдательность,

4. развивает внимание,

5. позитивно влияет на эстетическое чувство,

6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

7. усвоение сенсорных эталонов,

8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)

2. Презентация «Учимся играя»

Уважаемые родители! Предлагаю вам обратить внимание на экран - презентация «Учимся играя»

Где-то на свете есть садик такой.

Бегают дети весёлой гурьбой.

А милые куклы на стульях сидят,

Лишь Покемоны в руках у ребят.

Кены и Барби на вилах и в саунах

И телепузики с лицами даунов.

Что будет на этой планете,

Если играть не научатся дети:

В добрую маму, трудягу-отца,

В доктора, плотника или певца?

Ведь от того, во что дети играют,

Всё же зависит, кем они вырастают.

Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.

Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т. д.)

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

Обратите внимание! Перед вами на столе следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Я предлагаю вам объединиться малыми группами по 5 человек. Вам необходимо сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, когда игрушки будут готовы, необходимо своим игрушкам сделать презентацию (рекламу, объяснить, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

4. Обмен мнениями по проблеме.

Уважаемые родители! Сейчас я Вам предлагаю обменяться своими мнениями:

1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?

2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

5. Рефлексия мероприятия.

Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.

2. Показать родителям какие они могут изготовить своими руками игры для детей для закрепления полученных знаний дома.

Ожидаемые результаты: раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста,обмен опыта, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями

Участники: родители, педагоги.

Предполагаемое время: 60 минут

Оборудование: плакат с высказыванием выдающихся людей, карточки с названиями сенсорных эталонов, ромашка «сенсорное воспитание для ребенка – это …», клубок ниток, презентация «Учимся играя».

Форма проведения: Родительская гостиная

План мероприятия:

1. Выступление «Роль сенсорного развития для детей раннего возраста».

2. Презентация «Учимся играя».

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

4. Обмен мнениями по проблеме.

5. Рефлексия мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Вступление. Дорогие мамы и папы! Мы очень рады видеть Вас на нашей гостинной, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Надеемся, что сегодня мы с пользой проведем время. Для того, чтобы снять напряжение предлагаем поиграть в игру «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.) Затем игра «Клубок» ( Вопрос: какой он)

- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т. е. свои ощущения об этом предмете.

«Роль сенсорного развития детей раннего возраста»

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему и как научить ребёнка?

Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов : цвет, форма, слух, вкус, запах.)

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка” : глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.

V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.

Уважаемые родители! Подведё м с вами итог: какие качества развивается за счет сенсорного развития у детей? Предлагаю Вам собрать ромашку ( Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»). Родители собирают.

1. интеллектуальное развитие,

2. готовит к реальной жизни,

3. развивает наблюдательность,

4. развивает внимание,

5. позитивно влияет на эстетическое чувство,

6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

7. усвоение сенсорных эталонов,

8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)

2. Презентация «Учимся играя»

Уважаемые родители! Предлагаю вам обратить внимание на экран - презентация «Учимся играя»

Где-то на свете есть садик такой.

Бегают дети весёлой гурьбой.

А милые куклы на стульях сидят,

Лишь Покемоны в руках у ребят.

Кены и Барби на вилах и в саунах

И телепузики с лицами даунов.

Что будет на этой планете,

Если играть не научатся дети:

В добрую маму, трудягу-отца,

В доктора, плотника или певца?

Ведь от того, во что дети играют,

Всё же зависит, кем они вырастают.

Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.

Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т. д.)

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

Обратите внимание! Перед вами на столе следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Я предлагаю вам объединиться малыми группами по 5 человек. Вам необходимо сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, когда игрушки будут готовы, необходимо своим игрушкам сделать презентацию (рекламу, объяснить, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

4. Обмен мнениями по проблеме.

Уважаемые родители! Сейчас я Вам предлагаю обменяться своими мнениями:

1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?

2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

5. Рефлексия мероприятия.

Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Детско-родительская встреча «Семейная гостиная»Детско-родительская встреча «Семейная гостиная» Детско – родительская встреча «Семейная гостиная» Задачи: 1Обогащение детско-родительских отношений. 2. Вовлечение их в воспитательно-образовательный.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Математические игры для детей раннего дошкольного возраста своими рукамиМатематические игры для детей раннего дошкольного возраста своими руками Уважаемые коллеги хочу показать вам игры для малышей сделанные своими руками с использованием липучек. Такие игры я использую в своей.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Сенсорные планшеты из пайеток для детей раннего возрастаСенсорные планшеты из пайеток для детей раннего возраста Сенсорные планшеты из пайеток. Для его изготовления нам понадобится: Ткань с двусторонними пайетками, рамка для фото, тонкий (прочный).

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительская гостиная «Сенсорные игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 12:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительская гостиная «Сенсорные игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гусева (УИ 2763755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД