Юлия Аппель
Родительская гостиная «Домашняя игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения, рекомендуемые для домашнего использования детям дошкольного возраста
Игры, способствующие развитию звукопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, сочетания речи с движением
Игры и упражнения, представленные ниже способствуют развитию речевого выдоха, согласованию речи и движения, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи детей (словообразование и словоизменение, развитие быстроты и реакции, ловкости.
Игра «Рифмы» (5-7 лет). Цель: развитие фонематического слуха.
Незнайка любил сочинять стихи, давай и мы с тобой поиграем в поэтов:
Публикация «Родительская гостиная „Домашняя игротека“» размещена в разделах
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через… (овечку)
Модница надула губы,
Не подходят ей все… (шубы)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из… (пластилина)
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём)
По полям и по болотам
Мы шагаем к… (бегемотам)
Спи мышонок до утра,
Дам тебе я (комара).
Слёзы льются у Оксанки:
У неё ломались… (санки)
Игра “Вагончики” (5-7 лет). Цель: развитие фонематического восприятия.
Перед ребёнком раскладываются картинки из любой настольной игры. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.
Игра «Расскажи стихотворение руками» (5-7 лет)
Слова Движения
Позвала я Клавочку
Посидеть на лавочке.
Прилетела галочка,
Села возле Клавочки. Согнуть руки в локтях ладонями к себе.
Погладить ноги ладонями, сесть ровно, напрячь верхнюю часть туловища.
Скрестить руки на груди, махи кистями.
Расслабить верхнюю часть туловища: плечи опущены, руки висят вдоль туловища.
Игра «Медведица и медвежонок» (3-5 лет)
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: взрослый говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Взрослый за ширмой произносит звуки «и», «ы».)
Игра «Узнай на слух»
Цель: развитие фонематического слуха.
В капсулы от киндер-сюрпризов разложить крупы (горох, фасоль, манку, соль, на слух определять, что звучало.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. У кого дальше полетит?» Дети дуют на бабочек.
Игра «Птицеферма» (2-4 года)
Цель: учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Взрослый говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам … (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?»
Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?»
Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Игра «Кто сильнее дунет?»
Цель: добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит)
Игра «Что звучало?»
Цель: развитие слухового внимания.
Взять несколько музыкальных инструментов: пианино, дудочка, колокольчик, бубен. За ширмой издаём различные звуки, а ребёнок угадывает, что звучало (можно закрыть фишкой).
Звуки можно найти на сайте Шумотека. ру (https://noisefx.ru)
Словесные игры с предметами (мячи, коврики, обручи, фигурки)
Игра «Я знаю пять имен мальчиков…» (девочек)
Ребёнок, бросая мяч или ударяя об пол мячом и называет: «Петя - раз, Коля - два», по аналогии называют дети фрукты, овощи, деревья.
Я знаю пять овощей: баклажан – раз, кабачок – два…
Игра «Кто как разговаривает?»
Мяч лови да поскорей, назови язык зверей.
Корова – мычит
Собака – лает
Волк – воет
Коза – блеет
Лошадь – ржёт
Игра «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто ползёт, кто плывёт, а кто идёт.
Корова – идёт
Кузнечик – скачет
Лошадь – скачет
Воробей – прыгает
Другой вариант, взрослый называет глагол: кто скачет? Лошадь, кенгуру, воробей, зайчик.
Игра «Что умеют делать животные?»
Взрослый: собака.
Ребёнок: стоит, сидит, бежит, служит, лает, роет, нюхает, охраняет.
Взрослый: змея.
Ребёнок: шипит, ползёт, извивается, кусает, жалит, нападает.
Игра «Горячий-холодный»
Берутся два обруча, один синий, а другой – красный. Ребёнок запрыгивает в синий – называет холодный предмет (мороженое, ножницы, ключ, в красный – горячий (чашка с чаем, чайник, батарея, солнце).
Игра «Наоборот» с мячом.
Горячий – холодный
Светлый – тёмный
Грустный – весёлый
Гладкий – шероховатый
Лёгкий – тяжёлый
Больной – здоровый
Радостный – печальный
Игра «Вот предмет, из чего его сделали?»
Взрослый: рукавица из меха. Какая?
Ребёнок: меховая.
Взрослый: мишка из плюша. Какой?
Ребёнок: плюшевый.
Взрослый: стол из дерева. Какой?
Ребёнок: деревянный.
Игра «Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас?»
Голубой, красный, синий, спелый.
Кабачок, огурец, помидор, лимон.
Понедельник, вторник, лето, четверг.
Игра «Слово это изменяй, изменяя удлиняй»
Дом – домик – домики – домище – домовой – домашний
Город – города – городище – городской – пригородный – междугородний
Игра «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
Раскладываются мягкие коврики-пазлы с цифрами от 1-3. Ребёнок прыгает по ним в зависимости от количества слогов в слове.
Игра «звуковые цепочки»
Автобус – сумка – аквариум - машина