Татьяна Буянкина
Консультация «Родитель — это звучит гордо»
▼ Скачать + Заказать документы
Родитель - это звучит гордо.
Наши дети – наши надежды и будущее. Имея детей, мы не умрем бесследно: наши дети продолжат нас в будущем.
Однако дети – это не только наша радость и счастье, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это дело длительное и сложное.
Ребенок не может стать личностью в изоляции от людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми, в первую очередь с родителями.
Публикация «Консультация „Родитель — это звучит гордо“» размещена в разделах
Многие родители воспитывают своих детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые, соседи. Такая самостоятельность зачастую заканчивается печально.
У волка вырастают только волки, у тигра – тигры, у змеи – змеи, а вот у человека в результате неправильного воспитания может вырасти и волк, и тигр, и змея в человеческом облике.
Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой… Человек оставляет себя прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитывай своих детей». Сейчас мы с вами познакомимся с типами семейного воспитания.
1. Наседки
При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы и мамы высказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп, понравился ли десерт, сколько раз покушал. Они беспокоятся о каждой мелочи, привносят в жизнь ребенка постоянную суету и ощущение назойливой опеки. Чаще всего от такой опеки страдают единственные и младшие дети.
Как с этим бороться? Развивать в ребенке самостоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.
2. Экспериментаторы
Придерживаются принципа «ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод: «А вот я в твои годы…», стремясь подготовить своих отроков встретить все превратности судьбы. Такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их не окрепшие плечики непосильный груз взрослых забот, отчего те чувствуют себя скорее подавленными, чем самостоятельными. Перевоспитать таких мам нелегко. Такие дети чувствуют себя лишенными родительской любви. В дальнейшем перегрузка скажется на физическом и психическом состоянии ребенка.
3. Мечтатели
Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или пытаются вылепить из него свою точную копию. Всю свою жизнь и жизнь ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое другое отклонение или увлечение сына или дочери. Таким образом, родители ломают волю ребенка, ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли.
4. Неудачники
У таких родителей ностальгия по тому времени, когда дети были маленькими, послушными. Они постоянно вспоминают прошлое, считают себя неудачниками и прогнозируют, что их детей ждет такая же заурядная участь.
5. Преуспевающие
Антипод родителей – неудачников – тип занятых бизнесменов, добивающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени на своих детей. Они редко разговаривают со своими детьми по душам, не играют с ними, перепоручают их нянькам, бабушкам. Они даже не догадываются, что во всем изобилии игрушек, одежды и сладостей их ребенок абсолютно несчастен.
Памятка «Десять заповедей родителей»
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, помоги ему стать собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше твоей.
6. Не унижай.
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а мучь, если можешь, но не делаешь.
8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
9. Умей любить чужого ребенка, не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Многие педагоги задумались: «Захотят ли родители быть не сторонними наблюдателями, а полноправными партнёрами в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте? Расположены ли они к доверительным отношениям с педагогами? Готовы ли «расти» вместе со своим ребёнком? Найдут ли свободное время?». Да эти вопросы были во все времена, но меняется общество и вместе с ним нас поглощает пучина забот.
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка- дошкольника-первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.
Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные, художественные способности, а так же индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому.
Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
1. Какие же это особенности и условия? ….
Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок - дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Но следует заметить, что воспитание должно быть не только с женской точки зрения, но и мужчина должен заниматься воспитанием детей, если родители разведены, то папа обязательно должен общаться с детьми. Если такой возможности нет, то его может в какой-то мере заменить отчим, дедушка или другие родственники мужского пола.
Взрослые, так и дети в семье многое прощаю друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия. Игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей-дошкольников в семье.
2. Каков режим выходного дня, его содержание? ….
Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение волнующих воображение книг противопоказаны).
Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др., игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми.
3. Что делает ваш ребёнок дома, какие обязанности возложены на него?.
Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки. Справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становиться для них необходимой потребностью.
4. Есть ли в вашей семье «культурные» традиции?.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) - ее уклада, стиля отношений и духовной культуры - имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
5. Как вы считаете, должно ли быть единое мнение у родителей о процессах воспитания и единые требования?
Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи. Если у вас какое то расхождение, то не нужно при ребёнке начинать спорить, лучше промолчать и позже обсудить это без его про присутствия. И тот взрослый который был не прав, должен сам поговорить с ребёнком и озвучить свою позицию.
-