Валентина Иващенко
Ритмическая гимнастика как одно из направлений метода ритмо-двигательной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я представлю вашему вниманию проект: «Ритмическая гимнастика – одно из направлений метода ритмо-двигательной терапии».
Чтобы все нас понимали, что говорим мы, разбирали,
есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
язычок мы укрепим и тогда заговорим
очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Неуймина Т. Б.)
Публикация «Ритмическая гимнастика как одно из направлений метода ритмо-двигательной терапии» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Этот эпиграф очень хорошо раскрывает цель проекта: «Развитие и укрепление артикуляционного аппарата» и
Задачи:
появление речи;
исправление неправильно произносимых звуков и слоговой структуры слова;
улучшение разборчивости и внятности речи.
Предполагаемые результаты:
- сформировать четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;
- подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуко-слогового состава слова;
- ознакомить родителей с приёмами и способами развития артикуляционного аппарата.
Актуальность проблемы состоит в том, что существует тенденция позднего появления речи у детей. Расстройство подвижности органов артикуляционного аппарата, неумение владеть собственным языком, приводит к отсутствию речи, к неправильному формированию звукопроизношения, нарушению слоговой структуры слова и речь становится неразборчивой и трудно понимаемой. Как следствие нарушается возможность общаться, возникает замкнутость, раздражительность, тревожность и множество нарушений психического характера.
Проект реализуется в течении всего учебного года.
Телесные проявления лежат в основе взаимодействия человека с окружающим миром
Ритмичность, умение расслаблять и напрягать определенные группы мышц или целые органы, контроль амплитуды движений, их точности, умение ощущать прикосновения от движений - это то, что мы формируем у детей в ходе артикуляционной гимнастики.
Развитие движений языка в детском возрасте имеет свои особенности. Необходимо упражнения проводить в игровой форме, с использованием игрового персонажа, интересного картинного материала и учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Упражнения можно делать с использованием зеркала или выполнять по подражанию сидя друг напротив друга.
Упражнения бывают статическими и динамическими.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики (Окошко).
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. (Проводим)
2. Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. (Проводим)
3. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. (Проводим)
4. Иголочка (Стрелочка. Жало)
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
1. Часики (Маятник) (Проводим)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. (Проводим)
3. Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. (Проводим)
4. Футбол (Спрячь конфетку) (Проводим)
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 2-3 раза.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернут
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Т. е. надо подходить к выполнению упражнений творчески.
Для формирования ритмо-двигательных умений и развития подвижности отдельных групп мышц языка, губ можно использовать различные приспособления, например вестибулярную пластинку MUPPY. Все вестибулярные пластинки MUPPY изготовлены из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Каждая пластинка помещена в футляр для хранения. Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом (3-5 лет, с красным кольцом) и для детей в сменном прикусе (5-8 лет, с синим кольцом).
Расположение бусин тоже двух видов: у альвеол (слайд 9) и у корня языка.
Сначала при выполнении детьми упражнений с использованием пластинки наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Вестибулярная пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка у детей с нарушением звукопроизношения. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребенок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твердому небу, восстанавливается тонус и подвижность язычных мышц. Применение пластинок MUPPY носит сугубо индивидуальный характер и целесообразно в начале курса логопедической коррекции для дошкольников с различными формами речевой патологии как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков, так и в ходе непосредственно звукопостановки.
Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:
бороться с привычкой сосать пальцы и соску;
перевести ротовое дыхание ребёнка в носовое;
развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
корректировать инфантильное глотание;
корректировать недоразвитие нижней челюсти;
осуществлять миофункциональную тренировку;
стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
эффективно корректировать нарушения звукопроизношения.
На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1 минуты, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая интенсивность и длительность выполнения до 5 минут.
На занятиях упражнения с пластинками MUPPY можно сочетать с другими видами деятельности: выполнением дыхательных упражнений, выполнением тактильных упражнений (в т. ч. ритмических, выполнением графических заданий, прослушиванием коротких литературных произведений. Простота использования этих пластинок MUPPY, а также игровые моменты такого «массажа» привлекательны для детей.
Опосредованно, за счет активизации работы мышц артикуляционного аппарата, применение пластинки с бусинкой также помогает ребёнку устранить трудности в произношении трудных слов. При работе с вестибулярными пластинами выявлены следующие положительные динамические изменения:
формирование правильного дыхания через нос;
развитие мышц артикуляционного аппарата;
моделирование детьми правильной артикуляционной позы;
успешная постановка звуков;
развитие восприятия, понимания сложной инструкции, совершенствование внимания, мышления;
повышение выносливости, улучшение работоспособности.
Упражнения с вестибулярной «MUPPY» пластинкой
1.«Подуй на бусинку!»
Бусинку нужно «посушить». Вдох носом, затем дуем на бусинку, пластину держим перед ребёнком на уровне рта.
2. «Пыхтелка»
Пластиночку вставляем в рот. Удерживаем. Дышим носом (и вдох и выдох).
3. «Пушинка – невидимка»
Пластиночку вставляем в рот. Удерживаем. На руку на уровне носа кладем ватку. Носом вдох, на выдохе нужно сдуть ватку с руки.
4. «Поймай комарика!»
Открыть рот. Вставить пластинку, закрыть рот. Дотронуться языком до бусинки. Открыть рот. Вынуть пластинку. Закрыть рот. Проглотить слюну. Почувствовать разницу. Повторить цикл 2-5 раз.
5. «Поймай муху!»
Рот у ребёнка открыт. Пластинка располагается перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется к бусинке. Логопед отодвигает пластинку вверх, вниз, влево и вправо. Ребёнок языком «догоняет» её.
6. «Часики идут!»
Пластинка располагается перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется к бусинке. Логопед отодвигает пластинку влево и вправо поочередно, повторяя тик-так. Ребёнок языком «догоняет» её.
7. «Росинка»
Пластинка перед ребёнком на уровне рта. Ребёнок языком тянется вперед к бусинке. Логопед немного отодвигает пластинку для увеличения амплитуды движения. Дотянувшись языком до бусинки, покрутить её (как бы слизывая капельку с листа).
8. «Утёнок»
Вставляем в рот пластинку с бусинкой. Губы вытягиваем в трубочку, удерживаем пластинку. Расслабляем губы, Повторяем движения.
9. «Упрямый ослик»
Вставляем в рот пластинку с бусинкой. Губами удерживаем пластинку, в то время как логопед за колечко с небольшим усилием тянет ее изо рта.
10. «Колобок»
Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого, удерживая пластинку, «катает» колобок-бусинку по губам туда-сюда, выполняя, таким образом, само-массаж.
Речевая моторика, неправильное произношение нормализуется при регулярном проведении зондового массажа. Техника проведения массажа подразумевает механическое воздействие на область лица: губы, щеки, скулы, а также языка и мягкого неба. Инструментом для массажа служат специальные зонды. Зондовый массаж можно проводить для всех, независимо от возраста. Массаж языка проводится при максимальном расслаблении. При необходимости, при помощи салфетки одной рукой язык удерживается в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняются в следующей последовательности — от кончика языка к корню, вначале боковые части, затем середина, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс.
Для каждого приёма, такого как прокалывание, надавливание, катание, используются специальные зонды, которые можно заменить маленькой ложкой, вилкой и зубной щеткой.
Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора. Для усиления ощущений в органах речи можно включать пальцевые движения на тренажёре – колючем коврике: тактильно-кинетическую стимуляцию. Выполнение упражнений для губ с включением голоса и одновременным поочерёдным нажатием каждым пальцем на колючую поверхность коврика-тренажёра стимулирует запоминание и воспроизведение артикуляционных движений.
Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное, одновременное движение рук и органов артикуляционного аппарата. Во время выполнения упражнения, произнесения звука, слога, слова движения рук могут имитировать движения речевого аппарата
Таким образом, мы видим, что телесно- ориентированные методы воздействия на органы артикуляции, являются одними из важнейших в формировании у детей с нарушениями речи кинетической или двигательной (моторной) стороны речи и кинестетической её стороны, т. е. развивают у ребёнка ощущения от прикосновения языка в полости рта, давая ему возможность проконтролировать их правильность.