Приложение МААМ

Рисование песком как средство арт-терапии

Любовь Гущина
Рисование песком как средство арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Рисование песком, как средство арт – терапии.

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течёт он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем.

Иоахим Рингельнац «Детский песок».

Темочки:

Рисование песком – искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются, благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Позднее её опыт переняли другие аниматоры, их опыт стал успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арт – терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

В 2007году Марина Соснина – художник, педагог студии «SandARTist», проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком. Сначала на подносах и тарелочках, а потом на специальных столах со световой подсветкой, которые конструировала вместе со своим мужем, Александром Сосниным. И в течении двух лет успешно развивала данное направление на практике. Её знания и умения в области педагогики, психологии и искусства соединились в авторской методике, по которой она вела занятия живописью и рисованием песком.

Анализируя результаты своей работы, Марина обратила внимание, что занятия песочным рисованием не только развивает детей, но и помогает им избавляться от психологических проблем: дети, которых можно назвать стеснительными и тревожными становились более смелыми и активными, а дети, которые были слишком активными, неусидчивыми, шумными и не могли 5 минут усидеть на месте, с удовольствием занимались по 30 минут и потом родители отмечали, что и, в целом, дома они стали более спокойными. О своих наблюдениях Марина Соснина рассказала специалисту Ольге Никитиной, имеющему специальное психологическое образование и опыт работы, предложив создать совместную программу, которая впоследствии была названа «Метод Sand-Art. Психотерапевтические ресурсы рисования песком и уже в 2011 году были разработаны основные технологии обучения песочному рисованию «Sand-Art» для детей и взрослых, которые помогают снимать психоэмоциональное напряжение, развивать художественные способности, формировать навыки саморегуляции и стрессоустойчивости.

Песок… Его податливость, сыпучесть, природная магия притягивают и завораживают одновременно. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Специалисты утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение

Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Дети развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand-Аrt, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.

Детям с ЗПР занятия дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания.

Ребенок неуверенный в себе, с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир - прекрасный и сказочный. С этой же целью, рисование на песке показано детям с ОВЗ.

Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и магии. Музыка повышает настроение и помогает развитию чувств. А можно рисовать и саму музыку, или песенки.

Решение образовательных и развивающих задач в технике «Sand-Art» :

-обучение основам чтения, письма и рисования;

-развитие познавательных процессов;

-расширение кругозора и общей осведомленности;

-развитие мелкой моторики и координации движений;

-развитие воображения и творческих способностей.

Психотерапевтическое использование песочного рисования «Sand-Art» :

- диагностика;

-формирование навыков конструктивного общения;

-облегчение периода адаптации;

-семейные конфликты;

-коррекция детско-родительских отношений;

-формирование адекватной самооценки, работа со страхами;

-стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

В отличии от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детьми акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движение рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе способность к трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо – корректирующий ресурсный эффект.

Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострё нному эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности. Иногда он может проявляться в виде не конструктивного выплеска эмоций, конфликтных ситуаций, развитию нервных заболеваний, отчуждённости, замкнутости. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Что даёт этот новый метод – рисование песком :

*Даёт возможность прикоснуться к своему глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я. Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментов, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

*Метод позволяет войти в контакт со своими чувствами. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.

*В этом арт – терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

Преимущества метода рисования песком :

- Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал – песок – необыкновенно приятен.

-Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – всё время развивающуюся и изменяющуюся.

- При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Это близко к медитативным техникам.

- Техника помогает развить мелкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг).

- Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга.

Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием.

1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;

2. Категорически нельзя бросаться песком;

3. Нельзя брать его в рот.

4. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

5. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

6. После игры надо убрать все на свои места.

Главное - удобство и безопасность. Надо помнить, данный метод не подходит при наличии у ребенка ранок, дерматитов и астмы.

Способы засыпания поверхности стола:

• Просеивание,

• Расхлопывание,

• Дождик,

• Торнадо,

• Волна.

Методики рисования песком :

Рисование кулаком,

Рисование ладонью,

Рисование ребром большого пальца,

Рисование щепотью,

Рисование мизинцами,

• Одновременное использование нескольких пальцев,

Рисование симметрично двумя руками,

• Отсечение лишнего,

• Насыпание из кулачка,

Рисование пальцем.

Материалы для рисования :

- световые столы с подсветкой,

- кинестетический песок,

- фигурки сказочных персонажей, людей, животных,

- использование кондитерского шприца,

- использование массажного мячика,

- использование ситечка,

- выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,

- использование трафаретов,

- использование декоративных украшений,

- различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Обязательные этапы занятия:

Ритуал приветствия. Всегда здороваемся с песочком.

- Рисование на световом столе. Чаще всего сопровождается музыкой.

- Пальчиковая гимнастика. Накладываем на стол.

- Физ. минутка.

Прощание с песочком.

1. Учусь владеть чувствами, добрые и мудрые книги Э. Крейри поможет детям разобраться в своих чувствах и решить, как правильно на них реагировать

2. Превращение фигур. Развитие воображения.

3. Работа со страхами.

4. Общеразвивающие занятия по темам недели.

5. Совместные занятия с родителями.

6. Работа с пед. коллективом.

7. Подготовка к школе.

Проблемы поведения детей: Агрессивность, непослушание, гиперактивность.

Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.

Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.

Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком и это совсем не удивительно - рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

4. Простота. Необходим стол-планшет с подсветкой и специальный песок.

5. Возраст ребенка. Рисовать могут даже годовалые дети.

6. Эстетичность. Выполненные ребенком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.

7. Пластичность. Для того чтобы изменить рисунок не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Рисуем песком, кидая его на святящийся стол или наоборот сметая пальцами – всей ладонью, оставляя следы на песочном холсте. Это чудо снимает стрессы, страхи, переживания, напряжение у взрослых и детей. Конечно же развивает внимание, память, воображение, тренирует мелкую моторику рук, ну и главное, что можно будет путешествовать по разным странам, узнавая, что растет там и кто живет в них, разыгрывать сказки и истории-ведь это ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ.

Песочная анимация или рисование песком-это прекрасный и при этом расслабляющий процесс. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребенка.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Детство – это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком – это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача педагога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком уже целительно само по себе. Игра с песком – самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста.

Публикации по теме:

Рисование цветным песком на тему «Космос»Рисование цветным песком на тему «Космос» «Рисование цветным песком» В МОБУ «СОШ №4» г. Минусинска проходила тематическая неделя «Космос». Свободное творчество. Когда ребенок сам.

Консультация «Рисование песком» Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) раз в неделю по 25-30 мин в кабинете педагога-психолога в.

Игры с кинетическим песком. Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес»Игры с кинетическим песком. Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес» Игры с кинетическим песком. Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес».ЦРД «Стрижи», г. Краснодар.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным пескомИспользование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Конспект НОД «Рисование песком» в группе раннего развитияКонспект НОД «Рисование песком» в группе раннего развития «Дождик, дождик, веселей»! Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные). Задачи: • Учить рисовать прямые линии (вертикальные). • Развивать.

Конспект НОД с использованием ИКТ по нетрадиционному рисованию «Рисование песком» в средней группе Цель: познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком; Задачи: образовательные: - познакомить детей с песком как с природным.

Мастер-класс «Рисование цветным песком» Задачи: - познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование песком; - упражнять в использовании различных приемов рисования.

Рисование песком на стекле Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным.

Рисование песком на световом столе. Сказка «Солнечная черепаха»Рисование песком на световом столе. Сказка «Солнечная черепаха» Солнечная черепаха. Никогда ещё Верочка не рисовала песком на световом столе. Пальцами на запотевшем стекле - рисовала; мелками на асфальте.

Рисование песком на стеклеРисование песком на стекле Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 «Радость»: Леснюк С. В. г. Невинномысск, 2019 г. Рисовать песком на стекле весело и увлекательно! В чем польза?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисование песком как средство арт-терапии
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 21:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рисование песком как средство арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Гущина (УИ 2127875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД