Елена Тараненко
Игры с кинетическим песком. Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с кинетическим песком. Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес».
ЦРД «Стрижи», г. Краснодар.
Автор статьи: Тараненко Елена Сергеевна, воспитатель старшей группы.
Дети любого возраста очень любят играть с песком. Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Что же такое кинетический песок?
Кинетический песок – развивающая игрушка. По составу это 98% кварцевого песка и 2% синтетической добавки Е900 (силиконовый полимер, безопасный для здоровья человека. Именно благодаря ему песок прилипает к рукам и не пересыхает). Впервые разработали это материал шведские ученые для занятия с детьми. Кинетический песок уникален тем что, отлично держит форму, но при этом обладает высокой степенью сыпучести. Он приятен на ощупь и доставляет огромное удовольствие обладателем маленьких пальчиком. Простой контакт с кинетическим песком завораживает детей, и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.
С какого возраста можно играть с кинетическим песком?
В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста (1,5 – 2 года). Хотя и производители указывают на упаковке допустимый возраст3+, но это лишь связано с любовью малышей все пробовать на вкус. Поэтому занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.
В чем польза игры с кинетическим песком для детей?
Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.
• Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.
• Развитие мелкой моторики рук. Игровые действия с мелкими предметами стимулируют важные рецепторы на кончиках пальцев. Поиск игрушек в песочнице, выдавливание лунок и узоров ладошками способствуют интеллектуальному развитию малышей.
• Формирование исследовательских умений. Под руководством наставника ребёнок узнаёт о свойствах кинетического песка: лепится, не рассыпается. Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельностью) органично переносятся в песочницу: здесь можно изучать различные формы (кубики, шары, цилиндры, животных, растения, цветы (играя в фигурки или делая куличики).
Занятия с песком для средних и старших дошкольников
К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:
•побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
•поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
•развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.
Важно. В начале занятия с детьми необходимо проговаривать технику безопасности:
•Не брать песок в рот.
•Играть над контейнером или клеёнкой.
•Не кидаться песком.
•После игры в песочнице вымыть руки с мылом.
Пример одного из занятия с детьми средней и старшей группы:
Конспект НОД по окружающему миру с элементами арт-терапии «Путешествие в волшебный лес».
Цель: знакомство со свойствами песка, снижение психофизического напряжения; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения; регуляция мышечного напряжения, расслабление, закрепление знаний детей о животных леса.
Оборудование: лоток с кинетическим песком, игрушки животных леса, игрушки от киндер сюрпризов, аудиозапись «Едет паровоз», альбомные листы, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, какое первое правило в группе? когда мы с вами приходим утром в детский сад, что мы делаем?
Дети: -Приветствуем друг друга!
Воспитатель: - Правильно! А как можно поприветствовать друг друга?
Дети: - Можно помахать друг другу рукой или пожать ее!
Воспитатель: - Правильно! Давайте поприветствуем друг друга разными способами!
Сегодня ребята мы с вами отправимся в необычный волшебный песочный лес! Как вы думаете, что это за лес такой!
Дети: (высказывают свое мнение)
Воспитатель : - Ребята а на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: - На вертолете, самолете, поезде, на ковре самолете и др. варианты детей!
Воспитатель : - Молодцы ребята! Я предлагаю отправиться на паровозике дружбы! Давайте выберем машиниста с помощью считалочки:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Шишка отлетела - прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою - топ!
Машиниста выбрали предлагаю всем занять свои места в вагончиках!
Воспитатель вместе с детьми под музыку отправляются в волшебный песочный лес (к столу с лотком, в котором песок) .
Воспитатель: -Ну вот ребята мы и приехали! Прошу пассажиров выйти из вагончиков и разобрать полянки! (на каждого ребенка кучка песка «полянка»). Ребята куда мы с вами приехали?
Дети: - В волшебный лес!
Воспитатель: -Когда мы с вами куда-то идем или едем, мы всегда соблюдаем что ребята?
Дети: - правила!
Воспитатель: - Правильно ребята! В волшебном песочном лесу тоже есть свои правила поведения!
Первое правило - когда мы приходим в гости, что мы делаем?
Дети: - Приветствуем!
Воспитатель: - Ребята! Предлагаю по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Песок, ребята не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется! Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся! Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, снова сожмите, разожмите! Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек! Переверните руки тыльной стороной, положите на песок, погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?
Воспитатель: - Второе правило, ребята, -нужно дружно играть с песком! Не рассыпать его, не мочить, не бросать в товарища!
В волшебном песочном лесу, ребята, может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Ребенок (на примере воспитателя) медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Воспитатель: -Ребята! А кто живет в волшебном лесу? Как вы думаете?
Дети: - Различные животные!
Воспитатель: - Ребята, а как можно узнать какие животные живут в лесу? По каким подсказкам?
Дети: - По следам!
Воспитатель: - Молодцы! Давайте мы с вами поищем в нашем волшебном песочном лесу необыкновенные следы!
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Воспитатель: - Как много необыкновенных следов мы нашли в нашем волшебном песочном лесу! А вот наши жители лесные видимо куда-то спрятались! (высыпает кучку игрушек из киндер-сюрпризов! Ребята выберите себе понравившегося жителя!
Дети разбирают игрушки.
Ребята предлагаю поиграть с нашими зверями! В какие игры можно поиграть в лесу?
Дети: - В прятки, салочки и др. ответы детей!
Воспитатель: -Давайте поиграем в прятки с жителями волшебного леса! Отвернитесь на несколько секунд спиной к лесу, а лесные звери пока спрячутся! (дети поворачиваются спиной к лотку с песком, а воспитатель прячет игрушки в песок). По сигналу воспитателя дети поворачиваются и ищут в песке игрушки. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: - Какие мы молодцы с вами всех жителей нашли! Но нам ребята нужно возвращаться в группу! На чем мы с вами приехали?
Дети: - На паровозике дружбы!
Воспитатель: - Да вот беда путь, по которому мы ехали, размыло дождем! Что же нам теперь делать?
Дети: (предлагают варианты)
Воспитатель: - Ребята предлагаю всем вместе построить дорогу добра и вернуться по ней на паровозике дружбы. (воспитатель вместе с детьми делают дорогу).
Машинист заводи паровоз, остальные ребята просьба занять свои вагончики! Возвращаемся в группу (воспитатель вместе с детьми собираются в кружок на ковре).
Воспитатель: - Ребята куда мы с вами отправлялись в путешествие? А что вам понравилось в волшебном песочном лесу? Какие правила в нем? Какой песочек в нем? На чем мы с вами ехали в волшебный лес? По какой дороге возвращались?
А сейчас предлагаю всем занять свои места за столами, где лежат карандаши и альбомные листы! Давайте с вами нарисуем паровозик дружбы, который едет по дороге добра в волшебный лес!
По ходу рисования ведется инд. помощь детям. В конце занятия выставка и обсуждение работ.
Спасибо за внимание!