Магомедова Лавиза
Конспект занятия по рисованию «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.
Тема: «Народная игрушка»
Цель: Формировать элементарные представления о русской народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
2. Учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.
3. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
Развивающие:
1. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.
3. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы,
столы, стулья, русский народный костюм для педагога, игрушки-матрёшки,
бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей, гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской, рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Время реализации: 15 – 20 минут.
Методы и приемы организации НОД:
Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)
Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
Игровые: сюрпризный момент (герои сказки).
Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
Ход НОД
1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где располагается выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, в России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?
Дети: Матрёшка
Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек. А почему?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке)
Ой, ты барышня – матрешка,
Разноцветная одежка.
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир.
Воспитатель: Я приглашаю вас занять свои места на стульчиках.
Просмотр презентации
Слайд 1.
Воспитатель: Ребята я расскажу вам про секрет куклы-матрёшки.
Слайд 2.
Воспитатель: Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель. Конечно же внутри матрешки еще одна матрешка
Слайд 3.
Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Деревянные
Воспитатель: Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
Слайд 4.
Воспитатель: Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие
Слайд 5.
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Посмотрите внимательно узоры на одежде матрёшек.
Какие одинаковые рисунки вы заметили?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Слайд 6.
Воспитатель: Матрешки любимые игрушки у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Встаньте в круг будем танцевать.
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед).
Топают матрешки. (Топают ногами).
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо).
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую русской матрешки (одеваем фартуки)
Слайд 7.
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель. Мастера скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор.
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Художник нарисовал вот такую матрешку, а сарафан раскрасить забыл. Каким узором мы можем украсить сарафан?
Дети: цветочками, листьями, горошинками.
Воспитатель. Хотите помочь матрешке стать красивой?
Дети. Да
Воспитатель: Посмотрите краски есть, а кисточек нет, чем же мы будем рисовать?
Дети. Пальчиками.
(Воспитатель показывает вариант раскрашивания матрешки, проговаривая действия).
Воспитатель: Смотрите вот это какой у меня пальчик?
Дети: Указательный.
Воспитатель: Правильно. Сначала я макаю указательный пальчик в красную краску и ставлю точку по середине фартука, затем вытираю об салфетку. Потом макаю пальчик в синюю краску, только подушечку пальчика и ставлю вокруг точки лепестки, большим пальцем. А мизинчиком я буду украшать косыночку своей матрешки. Окунаю только кончик мизинчика и аккуратненько ставлю точки на косыночке своей матрешки.
Воспитатель: Как украшен сарафан?
Дети: Цветочками, горошинками (кружочками)
Воспитатель: Теперь давайте вы сами попробуете.
Воспитатель: Проходим к столам. Садимся и приступаем!
После того как раскрасите, вытрите руки об салфетку, которая находится у каждого на столе.
Воспитатель: Ой, какие подружки получились для нашей матрешки. Красивые! А пока наши рисунки высохнут, давайте вместе с матрешкой поиграем в игру.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Воспитатель: На столе лежат конверты, в них находятся все части матрёшек. Нужно собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто первым соберет матрешку.
Воспитатель: Ну, вот ребята, настала пора возвращаться.
Подведение итогов занятия :
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, где мы сегодня были? Что мы делали?
Дети: Знакомились с Матрешкой, пели песенку и танцевали, отгадывали загадку, украшали сарафан цветами, листьями, играли в игру.
Воспитатель: Все ли справились с заданием - раскрасить сарафан Матрешек? За ваши старания матрешка прислала для вас сувениры.