Елена Дормидонтова
Результаты реализации проекта «Успешное поколение» для старших подростков
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«АЛДАНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
___
Результаты реализации проекта
«Успешное поколение» в группе старших подростков
Авторы проекта воспитатели группы :
Дормидонтова Е. Г.
Мацалюк О. В.
Публикация «Результаты реализации проекта „Успешное поколение“ для старших подростков» размещена в разделах
В группе проживают 17 воспитанников в возрасте 12 – 16 лет. В сентябре 2020 г. был запущен в реализацию проект, в котором приняли участие 12 воспитанников. Трое подростков на тот момент, входящих в состав группы, были оформлены в школу – интернат VIII вида (в Центре находятся на выходных и в период каникулярных дней). Еще двое воспитанников находятся в периоде адаптации. По этим причинам данные подростки не являются участниками проекта. Работа с ними ведется по специально разработанным индивидуальным планам сопровождения.
Мероприятия по профориентационной работе с воспитанниками средней и старшей возрастных групп
«Успешное поколение» в группе старших подростков 2020 – 2021 г.
Работа по перспективно-тематическому плану курса «Модель выпускника»
Дата/сроки проведения Форма проведения Ответственный, исполнитель
«Самостоятельный путь» 23 сентября Беседа
Анкетирование воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г. ,
соц. педагоги Центра
Оформление стенда «В мире профессий»
Оформление уголков профориентации по группам
«Радуга» «Звёздная» «Дружная» октябрь Подбор материала, распечатка воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Обновление библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению. Знакомство с литературой по профессиональному самоопределению В течение года Посещение библиотеки (индивидуальное) Библиотекарь Центра,
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Ознакомление воспитанников с возможностями профессионального самоопределения в кружках дополнительного образования Центра Сентябрь - 1 декада октября Посещение кабинетов допобразования, мастерских, гаража воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г. ,
педагоги допобразования
Занятие 1 курса «Модель выпускника»
«Субординация»
Занятие 2 «Твое рабочее место»
группы «Радуга» «Звёздная»
Профессии: рабочий завода, токарь, слесарь,
автомеханик, моторист
Группа «Дружная»
Профессии: повар-кондитер, пекарь, официант…
11 ноября
25 ноября Лекция, беседа
в Лектории
Интегрированные занятие с просмотром видеороликов или организацией дистанционных вебинаров воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
совместно с педагогом допобразования
Обновление информации на стенде по профориентации по вопросам пройденного материала ноябрь Подбор материала, распечатка воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г. ,., библиотекарь
Прохождение курсов повышения квалификации по вопросам профориентации педагогами Центра ноябрь Индивидуально, дистанционно воспитатели:Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
Занятие 3 «Твое рабочее место»
группы «Радуга» «Звёздная»
Профессии: автослесарь, автомеханик, моторист,
Вулканизаторщик, аккумуляторщик и т. п.
Группа «Дружная»
Профессии: продавец продовольственных и
промышленных товаров, менеджер продаж,
кладовщик 23 декабря Интегрированное занятие с просмотром видеороликов или организацией дистанционных вебинаров воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г., совместно с педагогом допобразования
Обновление информации на стенд «В мире профессий» по профессиям пройденного материала декабрь Подбор материала, распечатка воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г., библиотекарь
Занятие 4 Типы профессий
Устраиваюсь на работу.
Медицинские аспекты при выборе профессии
20 января Деловая игра. Совместное мероприятие гр. «Радуга» гр. «Звёздная» с привлечением специалистов кадровой службы, медиков воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
с привлечением
педагогов допобразования.
Старшая медсестра
Встреча с выпускниками Алданского детского дома, студентами 27 января Встреча в Лектории Руководитель СКС, воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
педагог д/о
Экскурсия в Алданский политехнический техникум 2 декада
февраля Экскурсия Соцпедагоги
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Оформление уголка «Куда пойти учиться» по итогам экскурсии и встречи с выпускниками февраль воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
Занятие 5 Предпринимательство.
Производственные отношения.
Просмотр видеороликов из коллекции профессий и специальностей Всероссийского проекта «C уверенностью в будущее» 17 февраля Коуч -встреча с молодыми предпринимателями
в Лектории воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г., Совместно с педагогом д/о
Индивидуальные беседы с воспитанниками на тему самоопределения регулярно Беседа воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Занятие 6 «Лидеры и я»
Просмотр видеороликов из коллекции профессий и специальностей проекта «C уверенностью в будущее» 24 марта Встреча с лидерами молодёжной организации «Ориентир» в Лектории Представители НКО «Ориентир»,
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Занятие 7 «На пороге взрослой жизни»
Просмотр видеороликов из коллекции профессий и специальностей Всероссийского проекта «C уверенностью в будущее» 22 апреля Викторина воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г., с педагогами допобразования
Организация экскурсий на предприятия города Апрель Выезд на предприятия Соцпедагоги,
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Занятия в Комнате-тренажёре В течение месяца Проживание 1 день поочередно Соцпедагоги
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Занятие 8 Содействие службы занятости в трудоустройстве 2 декада мая Посещение службы занятости Соцпедагоги
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Выпуск информационных буклетов по вопросам взаимодействия со службой занятости- направление на учёбу, временная занятость, возможность переобучения, трудоустройство. По итогам посещения Тиражирование
и распечатка Соцпедагоги
воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Занятие 9 Профессиональное краеведение.
Геология. История золотодобычи и
перспективы развития. 23 июня Посещение музея АЦПДС, занятие, экскурсия в краеведческий музей Комендант здания, краевед, педагог допобразования, воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
Как определиться с выбором профессии?
«Бюджет семьи– это…» «Возможности временной занятости –плюсы и минусы» В течение месяца Тренинги по группам воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
Соцпедагоги
Занятие 10 «Виды предприятий, представляющих работу»
Временная занятость 27 июля Видеоконференция или встреча со специалистами Службы занятости воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.,
Соцпедагоги
Занятие 11 «Карьера… Задумываться о ней в 16 лет…Рано или поздно?» 24 августа Итоговый Диспутклуб воспитатели: Мацалюк О. В., Дормидонтова Е. Г.
В сентябре месяце в рамках проекта «Успешное поколение» было проведено профориентационное анкетирование с целью выявления степени готовности воспитанников к выбору будущей профессии и общей осведомлённости по вопросам профессионального самоопределения.
1. Методика «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной.
Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Данную методику применили для оценки склонностей воспитанников к различным сферам профессиональной деятельности. Какой объект деятельности их привлекает. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий. Результаты опросника показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
I.
II.
На основании диагностирования Резапкиной было выявлено, что у воспитанников нет профессионального плана и профессиональной направленности, интересы, и склонности не выражены. Недостаточно сформированы познания окружающего мира и собственной личности, т. е. не обладают способами самопознания и саморазвития, в выработке умения понимать себя, свои интересы и способности.
2. Готовность воспитанников к выбору профессии по методике В. Б. Успенского)
Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.
У воспитанников не выявлены ценностно-смысловые, эмоционально значимые объекты, определяющие направленность жизненной активности подростков в отношении будущего. При изучении особенностей составляющей смыслового будущего было установлено, что у воспитанников цели, смыслы являются фрагментарными, неструктурированными, плохо осознаваемыми. Указывает на отсутствие сфокусированной временной перспективы относительно будущего. Такие подростки не чувствуют возможности самим влиять на свою жизнь, строить собственное будущее, планировать возможные достижения, отсутствуют особенности, определяющие направленность жизненной активности подростков в отношении будущего.
3. Психологический тест «Насколько вы волевой человек?»
По результатам анкетирования волевые качества у воспитанников на низком уровне, то есть с силой воли у воспитанников неблагополучно. Выполняют лишь то, что легче и интереснее. У воспитанников проявляется неустойчивость. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы, чаще всего выражено нежеланием, нерешительностью, вялостью, отступают перед первым же затруднением. Отсутствуют жизненно важные ценности и ориентиры: трудолюбие, усидчивость, учеба.
Средства реализации проекта :
Исходя из результатов диагностики внесли коррективы по реализации проекта взяв за основу первоначальные индивидуальные профессиональные интересы, склонности, способности, в определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Профориентационная работа ведё тся по следующим направлениям:
- трудовое воспитание;
- профессиональное просвещение;
- профессиональная консультация;
- социальная адаптация воспитанников.
Работа по проекту (Профориентация) осуществляется в контексте жизнедеятельности воспитанников в форме отдельных профессионально ориентированных поступков, создаются необходимые условия для участия воспитанников в социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Особое внимание постарались уделить занятости воспитанников группы «особого контроля» и ребятам, состоящим на учете поста ЗОЖ через включение подростков в ежедневные трудовые дела с видимым результатом – трудовые бригады по уборке снега на территории, общественно – полезный труд в рамках деятельности Центра по развитию навыков самообслуживания (мелкий ремонт мебели в группе, оказание посильной помощи педагогам – организаторам в оформлении залов к мероприятиям различной направленности, работникам кафе «Умка» и т. д.).
Воспитанники группы посещают кружки дополнительного образования: «Тренажерный зал», ОФП - бильярд, теннис, «Медиацентр». Занятость воспитанников в сфере дополнительного образования составила 80% : воспитанники Н. Саид и Александр, Б Владислав не определились с выбором, кружки посещают периодически.
В отношении всех подростков прослеживается положительная динамика, ребята проявляют свою инициативу для участия во всех мероприятиях, оказания помощи в их подготовке, привлекают других ребят.
В рамках реализации проекта подростки группы «особого контроля» были привлечены к участию в акциях «В защиту детства», в конкурсе рисунков ко «Дню борьбы со СПИДом», в благотворительной акции «Добрая ярмарка», в республиканской экологической акции «Покорми птиц зимой», посвященной Дню Синички, в конкурсе «Золотая сказка», были вовлечены в работу клуба «Град», в состав клуба входят пять наших воспитанников (П. А, Р. Д, Б. В, И. И, Ш. Н). Р. Дима, Н. Д. вошли в состав команды районных спортивных соревнований «Веселые гонки» - команда заняла 3 место
Воспитанники группы продолжают реализовывать проект «В гости к белочкам», следят за своевременной подкормкой лесных друзей, привлекают воспитанников других групп.
На сегодняшний день наши воспитанники посетили предприятия нашего города: экскурсия в «Энерго – ремонтный завод», экскурсия в МЧС по району, ОМВД. На экскурсиях подросткам представилась возможность ознакомиться с разнообразными профессиями, о специфике, качествах, необходимых для приобретения той или иной профессии, перспективах дальнейшего профессионального роста и учебных заведениях, в которых в дальнейшем смогут получить образование. Рефлексией является создание и распространение, непосредственно участниками процесса, буклетов с целью пропаганды профессий среди воспитанников, проживающих в Центре.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы по проекту происходит путем архивирования творческих работ воспитанников, накопления материалов по типу «портфолио».
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается воспитанникам и становится их личностным смыслом.
Подводя итоги профориентационной работы по проекту, можно сделать выводы: в дальнейшей работе по профориентации необходимо продолжать работу по информированию подростков о профессиях, об учебных заведениях, готовящих специалистов той или иной профессии, в дальнейшем особенно уделить внимание профессиям необходимым в нашей Республике. Считаем необходимым усилить взаимосвязь со всеми специалистами Центра по профориентационной работе с воспитанниками, определению индивидуальных возможностей, особенностей, интересов и склонностей каждого воспитанника.