Гульназ Султанова
Результаты исследования «Экспресс-методики» по изучению социально-психологического климата в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Было проведено психодиагностическое исследование педагогического коллектива. В обследовании приняло участие 15 человек по методике “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто)
Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Педагогам было предложено ряд вопросов, они должны были выбрать один из вопросов наиболее соответствующий их характеру.
Публикация «Результаты исследования „Экспресс-методики“ по изучению социально-психологического климата в коллективе» размещена в разделах
Протокол исследования по методике “ Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто) Результаты диагностики испытуемых представлены в таблице 1.
Табл. №1
Код сотрудников Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
001 +1 +1 0
002 +1 +1 +1
003 +1 +1 0
004 +1 +1 0
005 +1 +1 0
006 +1 0 +1
007 +1 +1 0
008 +1 0 0
009 0 -1 +1
010 +1 +1 0
011 +1 0 +1
012 +1 -1 +1
013 +1 0 +1
014 +1 0 -1
015 +1 +1 +1
Процент 93% 40% 40%
Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе. (
Э – эмоциональный компонент
К – когнитивный компонент
П – поведенческий компонент
Э = Е(+) – Е (-) / n, где
Е(+) – количество всех положительных ответов;
Е (-) – количество отрицательных ответов;
n- число сотрудников, принявших участие в опросе.
Э = 14:15= 0,93 – эмоциональный климат благоприятный;
К = (8-2) :15=0.4 – когнитивный компонент благоприятный
П = (7-1) :15= 0,4 – поведенческий компонент – благоприятный
По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Первое, что следует отметить - в группе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений Полученные результаты действительно говорят о благоприятном климате в группе, большинство членов коллектива чувствуют себя благополучно. Средний уровень благополучия взаимоотношений говорит о некотором равновесии в групповых отношениях. Что касается качественной стороны взаимных выборов. Следует отметить, что практически у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного. Превалирующим мотивом в выборе людей является «большинство членов коллектива - хорошие, симпатичные люди», затем идет «если бы у вас появилась возможность повести каникулы с членами вашего коллектива, то это вас вполне бы устроило».
Характерно совпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые непосредственно вместе заняты в одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению и время препровождению.
В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна. Коллектив выступает как одна команда, однако не имеет самых высоких показателей сплоченности.
Эмоциональный компонент составляет 1/15 часть (93%) из трёх компонентов, в то время как на долю когнитивного компонента приходится 1/6 часть (40%) и поведенческого - 1/6 часть (40%).
Наивысший балл получено эмоциональному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 96% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы.
При оценке коллектива по когнитивному и поведенческому компоненту именно эти люди давали среднюю оценку, определяя коллектив «не плохим, но и не хорошим». Это говорит о том, что в целом они нормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участниками в дружеских взаимоотношениях.
Рекомендации по улучшению ситуации:
-комплекс тренинговых игр и мероприятий для коллектива.
Вывод
Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии.
Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие. По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам.
В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна. Коллектив выступает как одна команда, однако не имеет самых высоких показателей сплоченности.
Эмоциональный компонент составляет 1/15 часть (93%) из трёх компонентов, в то время как на долю когнитивного компонента приходится 1/6 часть (40%, а поведенческого - 1/6 часть (40%).
Наивысший балл получено эмоциональному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. 93% респондентов данный коллектив полностью устраивает.
Все предполагаемые факты по рассмотрению изучаемой проблемы установлены в процессе проведенного аналитического и практического исследования, поставленные исследовательские задачи выполнены, заданная гипотеза получила свое подтверждение.