Светлана Николаевна Сафонова
Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями
Статья «Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка
с особыми образовательными потребностями» (из личного опыта).
Я работаю в «Региональном Центре аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, воспитателем в классе для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). В этой статье мы попытаемся раскрыть суть понятия «резильентность» по отношению к теме «родитель-ребёнок» основываясь на моем опыте и выводах, к которым я пришла.
Публикация «Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
Под резилентностью в психологии обозначают способность сохранять стабильный уровень психологического и физического функционирования, в неблагоприятных ситуациях, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.
Мы все прекрасно понимаем, что человек за свою жизнь сталкивается с различными трудными жизненными ситуациями и может с ними справляться, адаптироваться к жизни и после них. Мы обращаемся за помощью к друзьям, специалистам, творчеству; некоторые уходят в работу; находим внутренние ресурсы. Иногда ситуации бывают очень сложными и период адаптации может занимать много времени. Одним из таких моментов в жизни, является появление в семье ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Моя семья оказалось одной из таких. Когда родился Миша, я как все мамы была уверенна, что мой сын самый чудесный ребенок, уж точно не хуже других. И отсутствие слов и даже звуков прекрасно компенсировались его покладистым характером и веселым нравом. Я думаю у всех в окружении есть родственники или друзья, которые могли рассказать историю о том, что у их знакомых тоже был ребенок, который молчал до 3 лет, зато потом заговорил предложениями. После 3-х лет мальчик так и не заговорил, и началась череда обследований. Я искренне верила, что сейчас мы найдем эту болезнь, получим лекарство и Миша выздоровеет. Но обследования все не заканчивались, а шли по кругу. Дальше было оформлении инвалидности и переход в коррекционное ДОУ в группу для детей с сложным дефектом.
Вот тут для меня пришло время понимания, что именно происходит с моим ребенком и принятие его диагноза. Выполняя функции помощника воспитателя, я могла наблюдать как ведется работа с детьми с РАС, какими методами и приемами пользовались педагоги и специалисты. И наконец-то я поняла, что хочу для своего ребенка и как нужно действовать дальше. Директор образовательной организации вдохновила меня идти учиться. И в свои 34 года я никак не думала и не гадала, что можно стать студенткой, получить новую профессию.
Сейчас мой сын благополучно заканчивает 9 класс, и получилось так, что, пройдя весь этот путь, у меня получилось адаптироваться к тому, что у меня особый и уже очень взрослый ребенок, и к тому же найти свое призвание.
И как человек, которой от просто родителя особого ребенка стал воспитателем таких учащихся, я понимаю, как важна работа с родителями. Что отношения нужно обязательно выстраивать, и очень многое зависит от нас с вами. И сейчас я хочу познакомить вас с выводами, которые я сделала для себя, пройдя весь этот путь. В таблице эти выводы тезисно представлены.
МОЖНО:
1. Честно говорить о том, что происходит.
Как говорится, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Например, в самом начале своего пути, я совершила эту ошибку. Так как я сама мама особого ребенка и я понимаю каким негативным реакциям родители подвергаются ежедневно, мне не хотелось лишний раз их печалить.
И я часто не рассказывала им, что их ребенок сегодня опять проявлял нежелательное поведение, плохо занимался и т. д. Безусловно, картина восприятия ребенка у родителей искажается и когда они обращаются к специалистам, например, с жалобами, что ребенок дома кричит, проявляет аутоагрессию, плохо ведет себя в общественном транспорте, но в школе на него жалоб нет. Это было не совсем так. Поэтому, сообщаем родителям все как есть. Отмечаем и негатив, и позитив.
2. БЕСЕДА. КОНТАКТ.
Как бы мы не были заняты, желательно всегда найти время побеседовать. Утром, когда принимаем ребенка, спросить, как добрались до школы, как самочувствие и т. д. Отдаем вечером, тоже найти минутку, рассказать, как прошёл день. Что хорошего случилось, что опечалило. Обязательно обозначить время, когда можно вам написать и позвонить, а когда это делать нельзя. В наше время поддерживать связь достаточно просто, мы все пользуемся различными мессенджерами: группы в контакте, чаты класса в WhatsApp и т. д.
Предлагайте различные формы взаимодействия (университет для родителей, тренинги, консультации, род. собрания, совместные выезды, проектная деятельность, участие в спектаклях, соревнования и т. д.). Чаще всего, когда информации достаточно, когда общение с вами они могут беспрепятственно получить, родителям нет нужды обращаться зачем-то лишний раз.
3. Обращаться к родителям с мелкими просьбами.
Я думаю многим из вас известен такой лайфхак в психологии: если вы хотите наладить с кем-то отношения, просто обратитесь к этому человеку с просьбой что-нибудь рассказать / объяснить, даже если вы знаете ответ. Это изменит его отношение к вам в лучшую сторону. Ученые решили проверить эту теорию, и в итоге обнаружили, что те люди, которых исследователь просил о личном одолжении, были гораздо более благосклонны к специалисту по сравнению с другими группами людей.
4. Нужно оставаться педагогом, а не подружкой, которая подхватит, отведет, посидит.
Этот пункт, о личных границах. Какие бы хорошие отношения у вас не были с родителями, вы не становитесь членом их семьи или хорошей подругой. У вас есть должностные обязанности. Так же никто не требует от вас любить ребенка, важно проявлять неравнодушное внимание. Это позволит сделать ваше общение с родителями конструктивным и продуктивным.
НЕЛЬЗЯ:
1. Сравнивать детей между собой.
И уж точно не стоит обсуждать с родителями чужих детей, одноклассников. Сравниваем ребенка только с самим собой.
2. Избегать родителей, игнорировать.
Об этом уже говорилось много. Работа с родителями, это важная работа. Учащиеся проводят в школе много времени, большую часть дня, пять дней в неделю. Поэтому мы с вами и стараемся не оставлять интерес родителей к учебной деятельности без внимания.
3. Хамить нельзя и жестко нельзя говорить.
Мы понимаем, что родители детей с ОВЗ очень ранимая и травмированная категория. Они ежедневно сталкиваются с различными реакциями окружающих людей в общественных местах: транспорте, магазине и т. д. Поэтому не стоит лишний раз эмоционально рассказывать о негативных проявлениях ребенка и уж тем более осуждать.
4. Не ставить диагноз.
Не сообщать диагноз родителю. Не выписывать лекарства вы – педагоги и вы должны говорить грамотно. Программу озвучить можно.
Подводя итог, вспомню всем известно понятие, что у счастливой мамы, счастливые дети. Вполне применимо тут сравнение с тем, что говорит стюардесса в самолете. Сначала одеваем кислородную маску себе, потом ребенку. Для семей где воспитывается ребенок с ОВЗ это очень актуально. И чем более будет развита резильентность социального окружения ребенка, тем успешнее будет развиваться ребенок.
Ведь на сегодняшний день в различных исследованиях подтверждена связь между положительными эмоциями и резилентностью. Сохранение позитивных эмоций в период жизненных невзгод способствует гибкости мышления, снижает уровень дистресса, а также помогает человеку восстановиться после стрессовых событий. Поэтому, давайте будем стараться развивать ризельентность собственную и родительской группы, на благо наших детей.
Воспитатель Сафонова С. Н.