МААМ-картинки

Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями

Светлана Николаевна Сафонова
Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка

с особыми образовательными потребностями» (из личного опыта).

Я работаю в «Региональном Центре аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, воспитателем в классе для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). В этой статье мы попытаемся раскрыть суть понятия «резильентность» по отношению к теме «родитель-ребёнок» основываясь на моем опыте и выводах, к которым я пришла.

Публикация «Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Под резилентностью в психологии обозначают способность сохранять стабильный уровень психологического и физического функционирования, в неблагоприятных ситуациях, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.

Мы все прекрасно понимаем, что человек за свою жизнь сталкивается с различными трудными жизненными ситуациями и может с ними справляться, адаптироваться к жизни и после них. Мы обращаемся за помощью к друзьям, специалистам, творчеству; некоторые уходят в работу; находим внутренние ресурсы. Иногда ситуации бывают очень сложными и период адаптации может занимать много времени. Одним из таких моментов в жизни, является появление в семье ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Моя семья оказалось одной из таких. Когда родился Миша, я как все мамы была уверенна, что мой сын самый чудесный ребенок, уж точно не хуже других. И отсутствие слов и даже звуков прекрасно компенсировались его покладистым характером и веселым нравом. Я думаю у всех в окружении есть родственники или друзья, которые могли рассказать историю о том, что у их знакомых тоже был ребенок, который молчал до 3 лет, зато потом заговорил предложениями. После 3-х лет мальчик так и не заговорил, и началась череда обследований. Я искренне верила, что сейчас мы найдем эту болезнь, получим лекарство и Миша выздоровеет. Но обследования все не заканчивались, а шли по кругу. Дальше было оформлении инвалидности и переход в коррекционное ДОУ в группу для детей с сложным дефектом.

Вот тут для меня пришло время понимания, что именно происходит с моим ребенком и принятие его диагноза. Выполняя функции помощника воспитателя, я могла наблюдать как ведется работа с детьми с РАС, какими методами и приемами пользовались педагоги и специалисты. И наконец-то я поняла, что хочу для своего ребенка и как нужно действовать дальше. Директор образовательной организации вдохновила меня идти учиться. И в свои 34 года я никак не думала и не гадала, что можно стать студенткой, получить новую профессию.

Сейчас мой сын благополучно заканчивает 9 класс, и получилось так, что, пройдя весь этот путь, у меня получилось адаптироваться к тому, что у меня особый и уже очень взрослый ребенок, и к тому же найти свое призвание.

И как человек, которой от просто родителя особого ребенка стал воспитателем таких учащихся, я понимаю, как важна работа с родителями. Что отношения нужно обязательно выстраивать, и очень многое зависит от нас с вами. И сейчас я хочу познакомить вас с выводами, которые я сделала для себя, пройдя весь этот путь. В таблице эти выводы тезисно представлены.

МОЖНО:

1. Честно говорить о том, что происходит.

Как говорится, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Например, в самом начале своего пути, я совершила эту ошибку. Так как я сама мама особого ребенка и я понимаю каким негативным реакциям родители подвергаются ежедневно, мне не хотелось лишний раз их печалить.

И я часто не рассказывала им, что их ребенок сегодня опять проявлял нежелательное поведение, плохо занимался и т. д. Безусловно, картина восприятия ребенка у родителей искажается и когда они обращаются к специалистам, например, с жалобами, что ребенок дома кричит, проявляет аутоагрессию, плохо ведет себя в общественном транспорте, но в школе на него жалоб нет. Это было не совсем так. Поэтому, сообщаем родителям все как есть. Отмечаем и негатив, и позитив.

2. БЕСЕДА. КОНТАКТ.

Как бы мы не были заняты, желательно всегда найти время побеседовать. Утром, когда принимаем ребенка, спросить, как добрались до школы, как самочувствие и т. д. Отдаем вечером, тоже найти минутку, рассказать, как прошёл день. Что хорошего случилось, что опечалило. Обязательно обозначить время, когда можно вам написать и позвонить, а когда это делать нельзя. В наше время поддерживать связь достаточно просто, мы все пользуемся различными мессенджерами: группы в контакте, чаты класса в WhatsApp и т. д.

Предлагайте различные формы взаимодействия (университет для родителей, тренинги, консультации, род. собрания, совместные выезды, проектная деятельность, участие в спектаклях, соревнования и т. д.). Чаще всего, когда информации достаточно, когда общение с вами они могут беспрепятственно получить, родителям нет нужды обращаться зачем-то лишний раз.

3. Обращаться к родителям с мелкими просьбами.

Я думаю многим из вас известен такой лайфхак в психологии: если вы хотите наладить с кем-то отношения, просто обратитесь к этому человеку с просьбой что-нибудь рассказать / объяснить, даже если вы знаете ответ. Это изменит его отношение к вам в лучшую сторону. Ученые решили проверить эту теорию, и в итоге обнаружили, что те люди, которых исследователь просил о личном одолжении, были гораздо более благосклонны к специалисту по сравнению с другими группами людей.

4. Нужно оставаться педагогом, а не подружкой, которая подхватит, отведет, посидит.

Этот пункт, о личных границах. Какие бы хорошие отношения у вас не были с родителями, вы не становитесь членом их семьи или хорошей подругой. У вас есть должностные обязанности. Так же никто не требует от вас любить ребенка, важно проявлять неравнодушное внимание. Это позволит сделать ваше общение с родителями конструктивным и продуктивным.

НЕЛЬЗЯ:

1. Сравнивать детей между собой.

И уж точно не стоит обсуждать с родителями чужих детей, одноклассников. Сравниваем ребенка только с самим собой.

2. Избегать родителей, игнорировать.

Об этом уже говорилось много. Работа с родителями, это важная работа. Учащиеся проводят в школе много времени, большую часть дня, пять дней в неделю. Поэтому мы с вами и стараемся не оставлять интерес родителей к учебной деятельности без внимания.

3. Хамить нельзя и жестко нельзя говорить.

Мы понимаем, что родители детей с ОВЗ очень ранимая и травмированная категория. Они ежедневно сталкиваются с различными реакциями окружающих людей в общественных местах: транспорте, магазине и т. д. Поэтому не стоит лишний раз эмоционально рассказывать о негативных проявлениях ребенка и уж тем более осуждать.

4. Не ставить диагноз.

Не сообщать диагноз родителю. Не выписывать лекарства вы – педагоги и вы должны говорить грамотно. Программу озвучить можно.

Подводя итог, вспомню всем известно понятие, что у счастливой мамы, счастливые дети. Вполне применимо тут сравнение с тем, что говорит стюардесса в самолете. Сначала одеваем кислородную маску себе, потом ребенку. Для семей где воспитывается ребенок с ОВЗ это очень актуально. И чем более будет развита резильентность социального окружения ребенка, тем успешнее будет развиваться ребенок.

Ведь на сегодняшний день в различных исследованиях подтверждена связь между положительными эмоциями и резилентностью. Сохранение позитивных эмоций в период жизненных невзгод способствует гибкости мышления, снижает уровень дистресса, а также помогает человеку восстановиться после стрессовых событий. Поэтому, давайте будем стараться развивать ризельентность собственную и родительской группы, на благо наших детей.

Воспитатель Сафонова С. Н.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Консультация «Четыре заповеди мудрого родителя» Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс.

Фотоотчёт с конкурса «7-я-формула успеха»Фотоотчёт с конкурса «7-я-формула успеха» В нашем детском саду есть клуб молодой семьи, который называется "Семицветик". Семейный клуб создан с целью сотрудничества детского сада.

Лэпбук «Зима» руками родителяЛэпбук «Зима» руками родителя Добрый день,дорогие друзья моей странички и посетители! Сегодня, я хочу представить Вам, лэпбук "Зима", изготовленный руками моей родительницы.

Мотивационное пособие «Лестница успеха»Мотивационное пособие «Лестница успеха» Для любого ребенка очень важно положительное оценивание его деятельности, позитивный финал после каждого занятия. Ситуацию успеха легко.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Автор публикации:
Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 22 мая 2021 в 07:40
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Резильентность родителя, как условие успеха ребёнка с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД