Наталья Старикова
Релаксационные мероприятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксационные мероприятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания
Цели: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния
Оборудование: магнитофон, релаксационная музыка, листы бумаги, карандаши, фломастеры,
Вступление
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2024
Профессия педагога, воспитателя это работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”. В настоящее время эмоциональное выгорание понимается как механизм психологической защиты. Этот синдром включает в себя три основных составляющих:
• Эмоциональную истощенность - проявляется как эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. (потеря интереса к работе он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.)
• Деперсонализация – возникает равнодушие и даже негативное отношение к коллегам, циничное отношение к труду и объектам своего труда.
• Редукция профессиональных достижений – возникновения чувства некомпетентности, неудовольствие собой, негативное отношение к себе как к личности и, главное, формальное выполнение профессиональных обязанностей.
Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя
«Да, я такая, а еще…»
Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.
«Посудомоечная машина»
Встаем в 2 ряда друг напротив друга, и каждый должен пройти по этому коридору с закрытыми глазами. Участники гладят легкими движениями проходящего. Так должен пройти каждый участник.
Упражнение «Ведро мусора».
Посреди комнаты стоит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в мусорное ведро.
Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»
Инструкция: «Сейчас каждый будет придумывать и изображать на листе образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название.
Теперь ваша задача – так изменить полученный рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название.
Вот видите все можно изменить, даже самую тяжелую ситуацию
Способы саморегуляции. (Обсуждение)
Посмотрите, сколько много способов существует. Необходимо про них не забывать и применять в жизни.
На каждого человека музыка действует благоприятно, она расслабляет, повышает настроение и снимает напряжение.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Я предлагаю потанцевать, а танцевать мы будем необычным способом. Я буду называть по очереди части тела, они и будут танцевать.
- танец головы
- танец бедер
- танец плеч
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
«Копилка радости» при помощью коллажа. Затем объяснить
педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую
помощь» для восстановления сил.
Упражнение «Калоши счастья»
Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Пожалуйста, кто желает первым стать оптимистом? Вам удобно? Ваша ситуация… Какой же выход подсказывают вам калоши?
Рефлексия. Скажите, трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы почувствовали, когда обули калоши и нашли позитив в проблемной ситуации.
Как вы считаете, какая ситуация была самая трудная? Трудная ситуация была про з/п? А в вашей жизни не было такого?
Теперь вы знаете, из каждой ситуации есть выход, и в плохой ситуации можно найти положительные моменты.
Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:
Заведующая настояла, чтобы Вы поехали на конкурс профессионального мастерства. Ваше желание не учитывалось при этом
• Есть возможность попробовать свои силы
• Получение профессионального опыта
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
На прощание хочется, чтобы каждая из вас вытянула особое пожелание. Волшебный мешочек.