Макулова Ирина Викторовна
Конспект релаксационного занятия для педагогов для снятия психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксационное занятие для педагогов.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения и профилактика эмоциональных проблем педагогов.
Задачи:
Создание позитивного эмоционального настроя.
Развитие способности к самопознанию, рефлексия жизненного опыта, открытие позитивных жизненных перспектив.
Обучение навыкам снятия телесного и эмоционального напряжения.
Перечень оборудования к занятию.
Публикация «Конспект релаксационного занятия для педагогов для снятия психоэмоционального напряжения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Большая комната или зал, стулья по количеству участников.
Интерактивная доска (для демонстрации зимних пейзажей, записи ведущему, музыкального сопровождения)
Бумага формата А4, простые карандаши, фломастеры, листы газеты.
Атласная яркая широкая лента 5м
Структура занятия.
Подготовительный этап
Приветствие, принятие правил работы группы.
Игра «Меняются местами те, кто.»
Основной (обучающий) этап
Игра-путешествие «Зима»
Игра «Мы катаемся на лыжах…»
Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Десять комнат»
Игра «Снежки»
Упражнение «Зимнее солнце радости»
Заключительный этап
Рефлексия «Что я сейчас чувствую», обратная связь
Ход занятия
Подготовительный этап
Участники занятия сидят по кругу. Ведущий приветствует их, озвучивает цель встречи. Далее участники вспоминают и записывают на доске правила работы группы.
Соблюдать конфиденциальность
Говорить от собственного имени («я», а не «мы»)
Слушать друг друга, принимать и уважать чужое мнение.
Каждый имеет право сказать «нет» и не участвовать в игре один раз.
Игра «Меняются местами те, кто…»
Цель: создание положительного эмоционального фона и ощущения сопричастности с другими членами группы.
Перед игрой убирается один стул из круга. Водящий, стоя в центре круга громко называет признак, объединяющий всех или часть группы (например, меняются местами те, кто любит красные яблоки). Участники игры, определяют, относится ли сказанное к ним, и если – да, то быстро меняются местами, заняв освободившиеся стулья. Оставшийся без стула становится водящим. Закончить игру желательно ведущему, попросив поменяться тех, кто любит зиму.
Основной (обучающий) этап.
Игра-путешествие «Зима».
Цель: активизация внутренних ресурсов, актуализация личного опыта, обмен фактическим и эмоциональным опытом среди участников, обучение навыкам позитивной вербализации чувств и эмоций.
Материалы: аудиозапись «Зима» П. И. Чайковский, интерактивная доска с зимними пейзажами.
Ведущий. «Сегодня я приглашаю вас в зиму. (Звучит музыка - фрагмент произведения П. И. Чайковского «Зима» и на интерактивной доске идут фотографии зимних пейзажей леса, зимний город) Что для вас значит зима? Каждый человек по- разному представляет себе зиму. У каждого она связана со своими ощущениями, впечатлениями, настроением. Я буду задавать вопросы, вы постарайтесь найти ответ с помощью ощущений, чувств и выразить их несколькими словами.
Как пахнет зима, чем пахнет зима, какой у нее запах?
Как звучит зима, голос какого музыкального инструмента у зимы?
Какие основные цвета у вашей зимы, как она выглядит, на что похожа?
Если зиму потрогать, какая она на ощупь?
Какие желания возникают у вас зимой?
Что вы чувствуете, когда видите, как падает первый снег?
Как вы любите отдыхать зимой?
Игра «Мы катаемся на лыжах»
Цель: снятие мышечного напряжения, освобождение от негативной энергии.
Материалы: газеты, аудиозапись «Снег и елки, ледяные горки» А. Губин.
Ведущий предлагает участникам сделать себе лыжи (берут листы газеты или бумаги под каждую ногу, начинают двигаться как на лыжах, стараясь не потерять и не порвать лист). Сначала участники пробуют 1-2 минуты, а потом двигаются по команде (вперед, поднимаемся на горку «елочкой», вперед спиной, поднимаемся на горку ступенькой, все поворачивают влево и т. п.). Ведущий обращает внимание, что на лыжах мы добрались до дома.
Упражнение «Сосулька»
Цель: развитие способности ощущать напряжение и расслабление в теле.
Ведущий. «На крыше дома висят сосульки. Представьте, что вы превратились в сосульку. Встаньте на обе ноги уверенно, почувствуете ими опору, напрягите ноги, вытянитесь вверх, расправьте спину, поднимите руки максимально высоко, потянитесь вверх и представьте себя сосулькой в морозный день. Вдруг выглянуло солнышко, сосулька медленно начала таять. Сначала ушло напряжение с кистей рук, далее расслабление спускается вниз по телу, почувствуйте, как расслабляется шея, спина, ноги. Можно наклониться туловищем к ногам, опустить руки вниз и расслабиться»
Упражнение «Десять комнат»
Цель: осознание участниками собственной модели поведения при появлении различных эмоций.
Материалы: лист бумаги формата А4 с контурным рисунком дома для каждого участника, простые карандаши, аудиозапись легкой музыки.
Ведущий. «Представьте себе, что вы живете в доме, в котором 8 комнат: радости, грусти, злости, страха, удивления, одиночества, удивления, спокойствия и еще две. Какие? Решать и называть вам. Нарисуйте в каждой комнате ее символы. И ответьте на вопросы: как часто вы там бываете, что делаете? В какой из комнат черпаете силы, а в какой – теряете?»
Звучит легкая спокойная музыка. Участники делят рисунок дома на 10 частей, каждую надписывают одним из предложенных чувств и рисуют в ней соответствующие символы. При завершении рисования, участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиться, в каких нет, где они чаще и дольше бывают, а где бы им хотелось быть, от кого это зависит. Ведущий обращает внимание участников, что для каждого одна и та же комната может давать силы или забирать ее (например, одиночество). Названия комнат, которые придумали участники сами, говорят об их актуальных потребностях и ценностях.
Игра «Снежки».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, улучшение настроения.
Материалы: листы бумаги, лента, аудиозапись «Кабы не было зимы…»
Участники игры делятся на две команды. Каждый берет лист бумаги, делает из него плотный комок – снежок. Команды встают напротив друг друга примерно на 2 метра от разделительной линии. По сигналу (звучит песня) бросают снежки на сторону другой команды. Необходимо забросить как можно больше снежков на другую половину. Когда музыка останавливается, считают снежки. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше снежков.
Упражнение «Зимнее солнце радости».
Цель: осознать радостные моменты жизни, создать позитивное настроение.
Материалы: бумага, фломастеры, аудиозапись М. Таривердиев «Снег над Ленинградом» или любая другая легкая мелодия.
Ведущий. «Сейчас вы будете рисовать солнце так, как дети (круг и линии-лучики). На каждом лучике надо написать то, что лично вам приносит зимой радость в жизни, дает положительную энергию.» По окончании работы участники делятся своими мыслями.
Заключительный этап
Рефлексия «Что я сейчас чувствую», обратная связь
Участники говорят о том, что чувствуют, что им понравилось на занятии.