Анастасия Путина
Консультация «Особенности работы с родителями одаренного ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители одаренного ребенка - это отдельное направление в работе педагогов. Существует несколько категорий родителей, с которыми мы встречаемся в своей практической деятельности:
1. Родители, которые адекватно принимают своего одаренного ребёнка («нормальные» родители). С любви и внимания начинается жизнь ребенка, любовь и внимание должны сопровождать его ежедневно. На примере родительского отношения малыш учится воспринимать мир, окружающих людей, весь социум. Из семьи с благополучием и гармонией выходят светлые и добрые дети, готовые заводить новые знакомства и радовать окружающих.
Публикация «Консультация „Особенности работы с родителями одаренного ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2. Родители, которые считают, что государство, общество ничего не делает для их ребёнка («обделенные» родители). В 38 статье написано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Там же есть такая строка: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Что ни в коей мере не снимает ответственность с родителей! Да, да и еще раз да! Родители обязаны работать, зарабатывать, содержать своих детей НАРЯДУ с помощью государства.
3. Родители, которые не видят никакой одаренности у своего ребёнка («слепые» родители). Есть родители, которые думают, что их ребёнок вроде все умеет, но нигде не блещет. Ни в танцах, ни в рисовании, ни в пении и т. п., т. е. везде в последних рядах? Да и здоровье не отменное, характер сложный. НО нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ребенок не должен быть копией своих родителей, ему просто нужно помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься разными видами деятельности. В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Нужно посещать творческие и спортивные кружки. Ребенок должен заниматься в них добровольно. С таких несложных и игровых занятий в кружках, начинается то, что со временем превратится в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Дополнительные занятия, открывающие что-то новое для ребенка, должны стать нормой в семье.
4. Родители, которые создают все условия для развития одного вида одаренности и тормозят социализацию ребёнка («трудные» родители). Как же не просмотреть дремлющий талант ребенка и не погубить его неправильным воспитанием? талант ребенка. Прежде чем ответить на этот вопрос, понаблюдайте за своим ребенком, за тем, как он слушает музыку, играет, любит читать сказки или рисовать и т. д. Не сердитесь на малыша, если он постоянно играет, очень энергичен, не боится синяков и шишек, лучше многих развит физически и предпочитает книгам бесцельную беготню. Значит, просто у него спортивный талант. Даже неважно, интересуется он каким-то одним видом спорта или нет, но у него с возрастом обязательно появится кумир - спортсмен, которому он будет подражать. Не заставляйте такого ребенка читать книги и заниматься игрой на пианино. Это только погубит его талант к спорту. А вот распознать вундеркинда можно по следующим способностям : умеет четко выразить свои мысли, любит читать научно-популярные издания, отдает предпочтение играть с конструктором и схемами, коллекционирует, опережает своих сверстников в развитии. Бесполезно такого ребенка заставлять играть в футбол или бегать с друзьями на улице. Лучше записать его в секции и в кружки, которые ему интересны, покупать ему больше книг и журналов, чтобы увеличить его кругозор.
5. Родители, которые идеализируют своего ребёнка и не дают ребенку право на ошибку («правильные» родители). Слишком много родителей считают, что они лучше знают о том, какие способности нужно развивать их ребенку. Они пытаются навязать определенное направление, хотя нужно давать возможность пробовать силы в разных сферах. Правильный родитель не тот, кто отправил ребенка в юридическую академию или медицинский институт, мотивируя его получением «хлебной» профессии. Правильный тот, кто заметил, как нравится ребенку рисовать и петь, и отдал его в художественную и музыкальную школу, а через полгода понял, что ребенок потерял интерес и либо сменил преподавателя, либо разрешил перейти на кулинарные курсы.
6. Родители, которые видят и ценят в своём ребёнке только достижения и успехи и не замечают его трудности, личностные особенности («идеальные» родители). Готовятся идеальные родители отдавать свое внимание и терпение на воспитание личности. Стать родителем за сутки, неделю или даже за месяц маловероятно. Это нелегкий труд, который вымогает постоянной работы над собой, невероятных усилий и постоянного самоконтроля. Беритесь за самовоспитание, оно вам очень пригодится. Ни один шаг вашей крохи, направленный в вашу сторону, не должен быть пропущен. Ловите любой импульс и старайтесь развивать то, что открывается со временем. Идеальные родители позволяют малышу вырасти самим собой и проявиться во всей красе. Не забывайте ни на секунду, что трудности – это непременная часть любого воспитания. Боритесь за любовь и внимание своего ребенка, старайтесь подарить ему счастье и не разочаровать в жизни.
7. Родители, которые самоутверждаются через достижения ребёнка («идеалисты»). Идеалисты- это такая категория родителей, руководствующаяся собственническими интересами, воспринимающая детей как заработанную ими материальную вещь. Такие взрослые нередко предъявляют завышенные требования к ребенку еще до его рождения, представляя все те идеальные качества, которыми должен быть наделен малыш. И даже если он максимально похож на этот идеал, ему с ранних лет внушают мысль: он «виноват» в том, что вырастет и покинет родителей, значит, он «плохой ребенок».
Вывод: Мы обязаны верить, что у любого ребенка есть талант и способности. Не всегда получается нащупать сразу, вот почему важны разговоры с мудрыми бабушками и дедушками, с близкими друзьями, воспитателями и инструкторами – со стороны может быть виднее.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННОГО РЕБЁНКА
1. Повышение их компетентности в вопросах воспитания и обучения одаренного ребенка. Другими словами – просвещение.
2. Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Знакомства с результатами, особенностями, трудностями, которые возникают в жизни одаренного ребёнка.
3. Построение путей профилактики, коррекции развития одаренного ребёнка.
4. Индивидуальная и групповая работа, в виде консультаций, родительских групп, занятий с элементами тренинга.
Памятка для родителей :
«Советы родителям одарённого ребёнка»
Правила в жизни ребёнка.
1. Правила должны быть обязательно в жизни ребёнка.
2. Правил не должно быть слишком много, и она должны быть гибкими.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Ребёнку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать.
4. Взрослые должны согласовывать требования между собой.
5. Тон предъявления требования или запрета должен быть дружелюбно-разъяснительный, а не повелительный. Объяснения должны быть короткими и повторяться один раз.
6. При наказании ребёнка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
При составлении правил необходимо помнить о таких моментах:
1. Чёткая формулировка правил (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер)
2. Правила должны соответствовать возрасту ребёнка.
3. Если составленное вами правило не действует, его необходимо изменить.
Правила составленные родительской группой.
1. Режим.
2. Гигиенические нормы и правила.
3. Уважение к старшим.
4. Навыки общения (слышать и слушать).
5. Этикет.
6. Правила безопасности.
7. Помощь родителям.
8. Говорить правду.
9. Иметь своё мнение.
10. Контролировать свои эмоции.
11. Ограничение просмотра ТВ.
12. Уметь занять себя.