Ирина Смирнова
Рекомендация для родителей «С чего начинается слово? Cо звука»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается слово? Cо звука.
Pечь ребенка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, дает возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит - ребенок повторяет за ним.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т. е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами.
Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Публикация «Рекомендация для родителей „С чего начинается слово? Cо звука“» размещена в разделах
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
Работа над гласными.
Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребенка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поем.
У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой. - Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку. - Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
Отработка слияния гласных звуков.
Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
Ребенок плачет: «Уа! Уа!».
Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
Произнесение согласных звуков, которые имеют определенный смысл.
Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперед-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
Поет комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
Поет жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
Звукоподражательные слоги.
Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т. д.
Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т. д.
Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т. д.
Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду.
Работа над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.