Елена Щеглова
Рекомендации воспитателям по проведению занятий «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура и содержание занятия КРУГ
Основные составляющие КРУГа :
– приветствие;
– сенсорные игры;
– ритмические игры;
– игры по правилам;
– окончание КРУГа.
Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Например, игра «На болоте старый пень.» является игрой по правилам и имеет ритмическую основу; кроме того, играющий роль пенька должен выбрать одного из участников, во время игры водящий получает сильное тактильное воздействие – таким образом, игра направлена на взаимодействие между детьми, а также содержит сенсорный компонент. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим.
Публикация «Рекомендации воспитателям по проведению занятий „Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Приветствие
Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.
КРУГ начинается с приветствия. Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно зажечь свечку и поставить ее в центр круга. Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором («А где наш Миша?»). Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.
Приветствие может проходить в разных формах. В группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п., а те, кто может, отвечают словами.
Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.
В группе детей, свободно пользующихся речью, можно, поздоровавшись хором, предложить всем участникам КРУГа рассказать про то, что с ними происходило утром (например, как они добирались на занятия, что ели на завтрак и т. п.). Также можно обратить внимание детей на то, что не все пришли в группу, вспомнить, кого нет, посочувствовать болеющим.
Окончание КРУГа должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.
Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность этого времени зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности.
Сенсорные игры
Сенсорные игры – важная составляющая КРУГа. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и «искать» каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Ведущий может приносить на КРУГ разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку – это особенно важно для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые часто не могут получать такой опыт во время прогулки, как это происходит с обычными детьми. Интересную игру можно организовать, если принести на КРУГ тазик с водой – «озеро» – и предложить детям запускать в воду рыбок, кораблики и вылавливать их. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться, а можно раскрашивать детей гримом и смотреться в зеркало.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности. От дельная задача – ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Одни и те же игры в разных группах предполагают разную степень участия и помощи взрослого и, таким образом, могут выполнять разные задачи. Пример – игра «Мыльные пузыри». В одной группе взрослый выдувает пузыри и эмоционально комментирует происходящее, а дети прослеживают их полет взглядом. Как правило, такая игра подходит для детей с тяжелыми нарушениями развития – в ней решается задача заинтересовать детей, привлечь и удержать их внимание на интересном событии в течение нескольких секунд. В другой группе те же мыльные пузыри дети вместе ловят или по очереди выдувают – здесь мы даем каждому ребенку возможность почувствовать эмоциональное состояние других детей, научиться ждать своей очереди. В третьей группе та же игра стимулирует также и речевую активность: ребенок должен попросить баночку с пузырями. В зависимости от особенностей детей могут быть поставлены и другие задачи.
Ритмические игры
Ритмические игры – основное наполнение КРУГа. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроено занятие КРУГ : игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия КРУГ выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то, например игры «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай». Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа, например игра «Дедушка Егор». Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением.
Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это самостоятельно, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Ритмические игры используются не только на начальном этапе занятий и не только для детей с грубыми нарушениями развития. В группах детей, имеющих больше возможностей для взаимодействия с окружающими, ритмические игры предлагаются в чередовании с более сложными. Они помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.
Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание.
Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Игры на подражание обязательно вводятся в занятие КРУГ во всех группах.
В группах детей раннего возраста и детей с тяжелыми нарушениями развития игры на подражание должны иметь несложный, ритмичный текст и простые движения. Например, «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар»,«Лунь плывет», «По болоту идти нелегко». Многим детям со сложными нарушениями развития требуется помощь в организации движения.
Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например,«Мы охотимся на льва», «У Маруси две ноги», «Свинка Ненила», «Правая и левая», «На Алтайских горах», «Дождь идет», «Шагает слоненок».
Особое внимание уделяется побуждению ребенка к проявлению собственной активности (выбор стихотворения, придумывание новых движений, запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям (например, стимулирующим межполушарное взаимодействие – «На Алтайских горах»).
Некоторые игры КРУГа привлекают внимание детей к своему телу («У Маруси две ноги», «Черепаха», «Та-та-два кота», «Правая и левая», способствуют осознанию ребенком себя («Раз-два-три, посмотри, это – я, это – ты», «Рыбки плавали в пруду»).
Игры по правилам
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые, самые простые правила предполагают, что участники производят действие по очереди. Для этого на занятии КРУГ часто используются игры с предметами.
Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в играх «Ты, веревочка, крутись.», «Строим дом». Основное условие такой игры – дождаться своей очереди и выполнить несложные действия с игрушкой. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.
Для детей с негрубыми нарушениями эмоционального и речевого развития, имеющими более высокий уровень произвольности в деятельности, подходят такие игры, как «Цирк», «Волшебный мешочек», «Собираем пирамиду». Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения.
В играх с предметами дети могут усвоить бытовые подробности, важные для развития представлений об окружающем их предметном мире (например, «Одеваем куклу»).
Более сложными являются ролевые игры по правилам. Здесь один ребенок выполняет роль ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий. Такие игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Ролевые игры расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми.
Особенно важны ролевые игры с правилами в группах детей с эмоционально-волевыми проблемами. Таким детям важно научиться реагировать на обращение, проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глазами с другими людьми. Эти трудности прорабатываются индивидуально с каждым ребенком, но занятия в группе, в частности, на занятии КРУГ, дают ему возможность применять навыки взаимодействия и общения в игре со сверстниками. Становясь водящим в игре, ребенок оказывается в поле внимания других детей. Он должен проявить себя, совершить выбор. Таким образом, у ребенка развивается представление о собственном Я.
У ролевых игр, составляющих занятие КРУГ, очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, несложные правила. Один из детей исполняет роль водящего. Эта роль может сводиться к совершению одного действия – кинуть мячик кому-нибудь («Лови мячик», найти игрушку, спрятанную у другого («Найди игрушку», придумать и показать движение, которое повторяют все остальные участники игры («У Авдотьи, у старушки.»). Такие игры вводятся постепенно с учетом уровня эмоциональной готовности детей к активному взаимодействию. Если детям сразу трудно включиться в игру, педагог привлекает внимание одного ребенка к другому, предлагает готовые формы игрового взаимодействия, которыми ребенок сначала овладевает формально. Позже совместная игра начинает нести для ребенка собственное эмоциональное значение.
В некоторых ролевых играх используются тактильные способы взаимодействия. Например, «Найди игрушку», «На болоте старый пень.», «Гуси вы, гуси, красные лапки». С одной стороны, тактильное взаимодействие первым появляется в опыте ребенка. С другой стороны, у «особых» детей именно оно часто оказывается дефицитарным.
Дети с более легкими нарушениями осваивают также и речевые способы взаимодействия. Ролевые игры в этом случае могут нести более сложный сюжет, а кроме того, предполагают избирательное отношение к участникам КРУГа (игры «Правая рука»,«Угадай, чей голосок»).
В занятие можно также включать другие игры, которые помогут в решении тех или иных задач для конкретной группы детей. Кроме того, КРУГ постепенно может стать местом встречи для детей и педагогов, во время которой могут обсуждаться те события, которые произошли с каждым из детей. Возможно включение в занятие чтения стихов. Это могут быть стихи о временах года, которые читает педагог, или любые стихи, которые выучили дети.
Таким образом, КРУГ может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого участника КРУГ представляет такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.
Примерные игровые занятия «Круг»
Тема «В гостях у лета»
1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.
Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.
Встали дети в дружный круг, (дети встают и берутся за руки).
Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя).
И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга).
Рюкзачок открывай, что там есть, доставай!
(Подхожу к ребёнку, помогаю ему достать из рюкзачка шнур, на котором привязано солнышко).
Предлагаю всем детям взяться за верёвочку. Они перебирают верёвочку в руках по кругу, перед кем окажется солнышко, тот с ним здоровается. Игра заканчивается, когда с солнышком поздороваются все дети.
Игра «Здравствуй, солнышко»
Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить действовать совместно, подражая действиям взрослого.
Солнце по небу гуляло и с ребятами играло (у взрослого в руках игрушка-солнышко, действую ей в соответствии с текстом стихотворения).
Солнышко высоко, (дети поднимают руки вверх).
Солнышко низко, (дети приседают).
Солнышко далеко, (дети протягивают руки вперёд.)
Солнышко близко. (приближают руки к себе).
(Солнышко возвращается в круг, дети трогают его, здороваются с солнышком, в соответствии со своими возможностями, солнышко приглашает детей погулять).
2. Сенсорная игра. «Найди цветок, который пахнет».
Цель: Развивать обоняние, учить на основе запаха, выбирать пахнущий цветок.
Предлагаю другому ребёнку заглянуть в рюкзачок, и достать то, что в нём лежит. Помогаю ему достать из рюкзачка два букетика цветов.
Ведущий:
«Я в лесу была, вам цветы сорвала,
Очень пахнут цветы, небывалой красоты.
Носика ты не жалей, цветок пахучий отыщи скорей!»
(подношу к носу каждого ребёнка букетики, ребёнок нюхает и находит букетик, который пахнет).
3. Ритмическая игра «Гули-гули-гули-гоп».
Цель: тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого.
Гули-гули-гули-гоп, (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши)
Сели деточкам на лоб, (коснуться лба ладонью)
Крылышками хлоп-хлоп, (ритмично ударяют ладонями по бёдрам)
Гули-гули-гули-гоп, (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши).
4. Игра на соблюдение очерёдности. «1,2,3, мяч лови».
Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию
Ведущий:
«Что я из мешка достала?
Круглый, гладкий и большой,
Хочет поиграть с тобой, (мячик)
Мячик хочет поиграть,
От детишек убежать.
1,2,3, мячик лови!»
(Поочерёдно мяч ловят все дети)
Ведущий:
«Вместе дружно все играли,
И, конечно, мы устали.
Все игрушки уберём»,
(дети помогают убрать игрушки в рюкзачок)
5. Прощанье
Вот и пришла пора попрощаться,
Нам нужно в группу возвращаться.
Мы скажем дружно: «До свиданья!»
И всем помашем на прощанье.
Тема «Осень»
1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.
Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.
Встали дети в дружный круг, (дети встают и берутся за руки).
Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя).
И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга).
Рюкзачок открывай, что там есть, доставай!
(открываю рюкзачок, достаю сову).
«Прилетела к нам сова, большая голова,
Хочет с вами поиграть, и про осень рассказать».
Сова по очереди «подходит» к каждому ребёнку, здоровается и говорит:
«Очень я тебя люблю,
Здравствуй, (имя ребёнка) говорю».
(ребёнок здоровается с совой, наряду со словом, использует для этого доступные невербальные средства общения: улыбку, поглаживание, обнимает сову).
(Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поздороваются с совой).
2. Сенсорные игры.
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, учить детей действовать совместно со взрослым, в едином темпе со всеми детьми.
Игра «Подними листик»
(Достаю из рюкзачка листья, кидаю их в круг).
«Осень по городу тихо бродила,
Разные краски она разводила,
Осень желтую краску взяла,
И красить листочки она начала.
Ты вокруг посмотри и листик жёлтый в руки бери».
(Предлагаю детям последовательно поднять и показать листочки разного цвета).
Игра «Тучка и дождик»
Достаю из рюкзачка плоскостную тучку с «капельками».
Тучка по небу гуляет, (показываю детям плоскостную тучку с капельками дождя)
И дождём нас поливает,
У ребяток наших ручки,
Превратились сразу в тучки, (ставлю в центр круга большую ванночку с водой)
Тучка по небу гуляла,
В небе дождик собирала, (дети погружают руки в ванночку с водой)
А как только собрала, сразу плакать начала.
(вынимают ладошки из воды, поднимают их перед собой пальчиками вниз, слушают, как капает водичка).
3. Ритмическая игра. «Гули-гули-гули-гоп».
Цель: тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого, воспитывать чувство ритма.
Ведущий:
Гули-гули-гули-гоп, (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши)
Сели деточкам на лоб, (коснуться лба ладонью)
Крылышками хлоп-хлоп, (ритмично ударяют ладонями по бёдрам)
Гули-гули-гули-гоп. (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши).
4. Игра на соблюдение очерёдности. «1,2,3, капельку, лови».
Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию.
Ведущий достает из рюкзачка синий шарик:
«Синяя, большая, мокрая такая,
Хочет капля поиграть?
От детишек убежать?
1,2,3 – (имя ребёнка), капельку, лови!»
(Поочерёдно капельку ловят все дети).
5. Прощанье.
В рюкзачок всё уберём (вместе с взрослым складывают игрушки в рюкзачок).
До свиданья, мы пойдем (машут рукой и уходят по дорожке).
Тема «Зима»
1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.
Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.
Встали дети в дружный круг, (дети встают и берутся за руки).
Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя).
И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга).
Рюкзачок открывай, что там есть, доставай!
В рюкзачке сова сидит,
На детей она глядит.
Хочет с нами поиграть,
Нужно нам её позвать.
(Дети зовут сову, сова здоровается с детьми).
Игра «Совушка-сова».
Уж ты, Совушка - сова,
Удалая голова, (дети поворачивают голову вправо-влево)
Ты ночами не летай,
И зверюшек не пугай, (дети грозят указательным пальчиком).
Не пугай, Сова, зайчишку,
не пугай лису и мишку, (поочерёдно загибают пальчики на правой руке).
Звери тоже спать должны, (складывают ладошки под щёчкой)
Звери просят тишины, (указательный палец к губам, произносят тс-тс-тс).
2. Сенсорные игры:
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, учить детей действовать совместно с взрослым, в едином темпе со всеми детьми.
Игра «Летят снежинки».
(Достаём вместе с ребёнком из рюкзачка вырезанные снежинки по две на каждого ребёнка, раздаём детям).
Снежинки лёгкие летят, (дети раскачивают поднятые руки вправо-влево).
Снежинки лёгкие блестят, (потряхивают поднятыми вверх снежинками).
Полетели, заблестели, (плавно опускают, поднимают руки перед собой).
И на землю тихо сели, (приседают)
Ветер мимо пролетал, (дуют)
Все снежинки вверх поднял. (встают, поднимают руки вверх)
Игра со снежками
(вместе с ребёнком достаём из рюкзачка «снежки», раздаём детям).
Посмотрите, вот снежки: круглые и белые, (берут снежки в руки, показывают).
Сами мы снежки лепили, (дети имитируют лепку снежков).
А теперь хотим играть, (протягивают руку со снежком вперёд).
Посмотрите, мы играем, (приближают руку со снежком к себе).
Вверх подбросим и поймаем! (дети подбрасывают и ловят снежки).
3. Ритмическая игра «Следы»
Цель: Тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого, воспитывать чувство ритма.
Ведущий:
Скачет зайка – скок-поскок, скок-поскок, (ритмично хлопают в ладоши).
А лисичка – топа-топ, топа-топ, (поочерёдно ударяют по коленям ладонями).
Ну а мишка топотун - топ-туп, топ-туп, (поочерёдно топают по полу ногами, отбивая ритм).
4. Игра на соблюдение очерёдности. «Колокольчик».
Цель: Учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию.
Ведущий:
Слушай звон, слушай звон,
Колокольчик звенит,
Колокольчик звенит,
Данилу бежать велит!
Ребёнок обегает круг и встаёт на место.
(Игра продолжается, пока все дети не пробегут).
5. Прощанье
До свиданья, до свиданья,
Мы играли хорошо.
Говорим всем: «До свиданья, будем мы играть ещё!»
Тема «Весна пришла»
1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.
Цель: Помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.
Встали дети в дружный круг, (дети встают и берутся за руки).
Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя).
И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга).
Мы откроем рюкзачок,
Что же в нём лежит, дружок?
Ты (имя ребёнка) погляди,
Что же в нём лежит, найди
(ребёнок достаёт из рюкзачка солнышко).
«Солнышко лучистое
сладко потянулось, (дети поднимают руки вверх, встают на носки).
Солнышко лучистое детям улыбнулось, (дети улыбаются)
На детей оно глядит,
детям, здравствуй, говорит (дети в ответ здороваются с солнышком).
Друг на друга посмотрите,
И друг друга обнимите». (дети обнимают друг друга).
А солнышко решило по небу погулять,
А солнышко со всеми решило поиграть
Пока солнышко гуляет,
Мы заглянем в рюкзачок,
Что же в нём лежит, дружок.
2. Сенсорные игры.
Цель: развивать тактильное, слуховое восприятие, учить действовать совместно с другими детьми.
«В рюкзачок погляди, что лежит, скорей найди».
(достаём из рюкзачка маленькие льдинки, вместе раздаём их детям).
Игра «Сосулька».
Потрогайте сосульку, в ладошках подержите,
И про сосульку всё скорее расскажите
(дети берут сосульки в руки, вместе с взрослым выделяют качества: холодная, скользкая, прозрачная, тает).
По окончании игры, убираем сосульки в ведёрко, вытираем руки.
(Звучит аудиозапись звуков капели)
Что такое, что стучит,
Капает, и не молчит…
В рюкзачок погляди,
Что лежит, скорей найди
(ребёнок вынимает «капельки» - деревянные шарики на верёвочке).
Игра «Капель»
(дети с «капельками» встают на колени, «капельки» держат перед собой).
Ведущий:
Звонко капают капели: кап-кап-кап,
Капли медленно летели кап-кап-кап, (дети медленно ударяют шариками об пол).
А теперь они спешат кап-кап-кап-кап-кап-кап (ударяют шариками об пол быстро)
Быстро звонко все стучат кап-кап-кап-кап-кап-кап
Капельки мокрые мы уберём,
Дальше по лужам гулять мы пойдём.
3. Ритмическая игра. «Мы гуляем».
Цель: Тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого.
Ведущий:
Шлёп-шлёп, шлёп- шлёп,
По улице гуляем, (дети стоят в кругу, ритмично шлёпают по коленям ладошками).
Хлоп – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп - хлоп,
В ладоши ударяем, (хлопают в ладоши).
Там-там-там, там-там,
Будем веселиться, (дети топают ногами в такт).
Шлёп- шлёп, шлёп- шлёп,
Нам дома не сидится. (ударяют ладонями по коленям).
4. Игра на соблюдение очерёдности «Птица».
Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию
(достаю из рюкзачка плоскостную птицу на тесемке).
Ведущий:
Птица мимо пролетела,
Птица крыльями махала,
(Поднимаю руку с птицей вверх и ритмично раскачиваю)
Смотри, не зевай,
Дима, птицу ты скорей поймай!
(ребёнок выходит в круг, подпрыгивает, пытается поймать птицу, все дети по очереди ловят птицу).
5. Прощанье.
Мы на улице гуляли,
Вместе мы весну искали,
В рюкзачок всё уберём,
До свиданья, мы пойдем! (уходят по дорожке)