Светлана Глущенко
Рекомендации воспитателям для работы с детьми по лексической «Наша страна»
▼ Скачать + Заказать документы
* Предметный словарь: Страна, Россия, столица, Москва, Красная площадь, Кремль, башни, мосты, сквер, бульвар, достопримечательность, памятники, парк, стадион, бассейн, куранты, москвич, тротуар, фонтан, проспект, шоссе, река, Кубань, кинотеатр, театр, цирк, магазины, школы, детские сады, двор, дом, почта, магазин, вокзал, транспорт, квартира, улица, адрес, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн, город, Кропоткин
Публикация «Рекомендации воспитателям для работы с детьми по лексической „Наша страна“» размещена в разделах
* Глагольный словарь: Смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, наблюдать, трудиться, выдавать, встречать, впадать, возвышаться, любить, показывать, работать, посещать, жить, изучать, осваивать, строить, расположиться, собираться, гордиться.
* Словарь признаков: Красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, ухоженный, величавый, панельный, плиточный, блочный, центральная, панельный, триумфальный, древний, огромный, широкий, просторный, каменная, одноэтажное, двухэтажное, любимый, родной.
Координация речи с движением «Родина»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
Вижу чудное приволье, (Приставляют правую ла-
вижу нивы и поля, — донь ко лбу «козырьком»,
смотрят вправо-влево.)
это русская природа, (Разводят руки в стороны
перед собой.)
это Родина моя. (Ставят руки на пояс.)
Вижу горы и долины, (Сводят руки над головой —
«гора».)
вижу степи и луга, — (Плавно опускают перед со-
бой сведённые руки
ладонями вниз.)
это русское раздолье, (Разводят руки в стороны
перед собой.)
это Родина моя. (Ставят руки на пояс.)
Слышу пенье жаворонка, (Прикладывают поочерёдно
слышу трели соловья, — правую и левую руку к уху, при-
прислушиваются.)
это русская сторонка, (Разводят руки в стороны
перед собой.)
это Родина моя. (Ставят руки на пояс.)
Ф. Савинов
Координация речи с движением «В синем небе»
Цели: развивать координацию движений.
По синей дороге (Делают «моталочку» перед
Бежит колесо золотое— грудью.)
И спицы сверкают
Над лугом, над сонной водою.
Да это же солнце взошло! (Поднимают руки через сто
роны плавно вверх.)
На синем лугу (Руки протягивают вперёд.
Белогривые кони пасутся. шагают на месте, высок®
поднимая колени.)
А чёрные кони (Руки протягивают вперёд,
Из чёрного леса несутся. «цокают» одной ногой.)
Да это же тучи бегут! (Делают «моталочку».)
И белых коней (Потряхивают кистями рук
Черногривый табун нагоняет, поочерёдно.)
На землю подковки
С серебряным звоном роняет.
Да это же дождик пошёл! (Потряхивают кистями рук
Л. Мануш одновременно.)
Физкультминутка:
Эй, ребята, встаньте в круг!
Вот как много стало рук (руки вперёд ладошками вниз)
Чьи же руки, подскажите,
И ладошки покажите (ладошки повернуть вверх)
А теперь за руки взялись
И по кругу пробежались (бег по кругу)
Сделали поуже круг,
Крышу сделали из рук! (руки поднять вверх)
Получился дом имён,
В этом доме мы живём! (положить руки на плечи друг другу)
Беседа об Отечестве
Цели: воспитывать любовь к родной стране, бережное отношения к ней. Обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами).
ХОД беседы. Воспитатель говорит детям, что мы живём в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничтожения. От врагов земли русской. А теперь уже наша очередь — беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, как мы можем выразить свою любовь к Родине — России.
Например: любить её; беречь каждый кустик, дерево, травку; защищать; сохранять её; работать, трудиться; не давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров.
Воспитатель предлагает детям подобрать признаки к нашей
Родине, России. Родина — какая?
Например:
любимая необъятная могучая
родная бескрайняя беззащитная
прекрасная богатая весёлая
огромная красивая грустная
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи ина-че»(подбор синонимов).
Например:
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
Чистоговорка
Цель: работать над чёткостью дикции.
Жура-Жура-Журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»
П. Воронъко
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух; грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные
слова к заданным.
Игра «Города России»
Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слог* слова — названия городов России:
Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.
Ребус «Москва»
Цели: развивать фонематические процессы,зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
РОДИНА
На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной.
С каждым годом всё краше Дорогие края. Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев
ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА
-— Ты скажи мне, Реченька лесная, Отчего ты Звонкая такая?
— Утром надо мной Поёт синичка — Оттого и звонкая Водичка!
— Ты скажи мне, Реченька лесная, Отчего ты чистая Такая?
— Чистым голоском Поёт синичка — Оттого и чистая Водичка!
— Ты скажи мне, Реченька лесная, Отчего ты Синяя такая?
— В родничке Купается синичка — Оттого и синяя Водичка!
В. Орлов
Игра «Объясни пословицы»
Цель: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Москва — сердце России.
Человек без родины — соловей без песни.
Текст для пересказа
* * *
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!».
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья по одиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Л. Толстой
Вопросы:
Что отец приказал сыновьям?
Послушались сыновья отца?
Что отец велел принести? Зачем?
Удалось сыновьям сломать веник сразу?
Как сыновья сломали веник?
Что сказал отец?
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 5-10).
Например:
один город, два города. пять городов.
Слова: дом, улица, фонарь, музей.
Игра «Как назвать улицу?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его.
Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Придумайте названия улицам своего города.
Например:
Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? — Больничная.
А на этой улице растут клёны. Какая это улица?.
Эта улица полна цветов. Какая это улица?.
А на этой — расположена школа. Какая это улица?.
Здесь аптека. Какая это улица?.
А на этой улице — бассейн. Какая это улица?.
Какие ещё улицы есть в вашем городе?
С. Чешева
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.
На, город, наш, Кубани стоит. Деревьев, в, много, городе, нашем. Горят, на, фонари, улицах, вечером. Красивое, наше, в, вокзал, самое, мире.
«Чего много?»
(родительный падеж множественного числа)
В нашей стране много (чего) полей.
(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы,
равнины, поселки, деревни, луга)
«Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа существительных)
Мы любуемся (чем) полем, полями.
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)
«Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)Лес - лесок
(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)
«СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с
существительными в роде, числе и падеже) :
Одна река, две реки, пять рек
(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,
здание, государство, памятник, фонтан, дом)
«Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор)
Москва, Дегтярск, ул. Калинина,Екатеринбург.
Парк,сквер, сад, лес.
Машина, улица, площадь, проспект.
Река, пруд, мост, озеро.
Город, дом, деревня, поселок.
Связная речь
Составление рассказа о своей стране повопросам :
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
Твое отношение к своему городу.
Твое отношение к своей стране.
Чтение и пресказ адаптированного рассказа С. А. Баруздина «Наша страна».
У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.
Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете интересуется.
Однажды Димка спросил меня:
- А мы с тобой где?
- В квартире, — ответил я своему другу.
- А еще где?
- В доме.
- А дом где?
- На улице.
- А улица?
- В Москве.
- А Москва?
- В России, — объяснил я. — Так наша страна называ-ется. Знаешь?
Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах :
Родина, Россия, государство, столица, флаг, президент, народ, гимн, страна, город, поселок, деревня, национальность.
Нарисуй российский флаг и раскрась его.
Стихи «Малая Родина»
Т. Боковой.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!
Стихотворение о нашем флаге, что означают три цвета?
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Нарисовать российский флаг и раскрасить его.
Стихотворение о гербе:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад. На восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Загадка
Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град
На Кремле алая звезда
Город-Столица России … (Москва)
Этот город знают люди,
И о нем идет молва,
Что стоять всегда он будет.
Имя городу — …
(Москва)
***
Лучший город всех времен,
Мир и счастье строит он.
Светлый, вечно молодой,
Называется…
(Москвой)
***
Как называется земля
У стен Московского Кремля?
(Красная площадь)