Марина Гуторина
Рекомендации учителя-логопеда «Этапы работы по развитию лексики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие лексической стороны речи является важным разделом работы по развитию речи. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда „Этапы работы по развитию лексики дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
При работе над развитием лексической стороны речи необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ними : работать над расширением объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; уточнять значение слов; работать над развитием умения отличать правильно и неправильно произносимые слова; работать над развитием пассивного словаря, т. е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок; работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам; работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами); работать над смысловой сочетаемостью слов; работать над активизацией словаря, совершенствованием процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Процесс усвоения слов родного языка происходит поэтапно. В его основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений постоянно усложняются.
На I этапе развития речи ребенок пользуется только отдельными словами – это этап однословного предложения. Основная задача воздействия на I этапе обучения заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки (кукла, машинка, пирамида и т. п.); части тела (ноги, руки, голова и т. д.); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка и т. п.); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, цветы) названия животных, которых ребенок часто видит. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, идет, прыгает, играет, умывается, одевается, раздевается, поливает, говорит, рисует). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, самолет летит, листья падают, телефон звонит).
В итоге работы на I этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого.
II этап обучения предполагает следующие основные задачи:
1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление; повеление + название предмета;
2) заучивать отдельные обиходные словосочетания;
3) произносить ударный слог слова;
4) расширить объем понимания чужой речи.
Желательно, чтобы дети на этом этапе научились различать количество предметов (много – мало – один, величину (большой – маленький, вкус (сладкий – соленый, а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах.
Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов.
В итоге II этапа обучения дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных их признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные, взрослым к деталям сюжетных картин.
На III этапе обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в третьем лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Работа IV этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным фонетическим оформлением.
С четвертого этапа начинается обучение детей словоизменению, которое будет продолжаться и на последующих этапах. Исходя из данных онтогенеза речи, рекомендуется начинать интенсивное обучение словоизменению при накоплении 100 – 150 слов-названий предметов и около 40-50 названий действий (глаголов).
На IV этапе усложняется работа над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся. Важна работа по заучиванию стихов. Начинать ее следует со стихов в 2 строчки с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки.
В итоге работы на IV этапе дети овладевают разговорно-бытовой речью, т. е. она приобретает коммуникативную функцию.