Марина Гуторина
Рекомендации учителя-логопеда «Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Темпо-ритмическая сторона речи является совокупностью свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.
Для детей с общим нарушением речи свойственно нарушение всех компонентов речи. Страдает также темпо-ритмическая сторона речи, элементы вокализации. Воспитанники речевых групп имеют проблемы с выразительностью речи, интонированием, пением, повторением ритмических рисунков. Часто их речь маловыразительная, имеет замедленный или ускоренный темп.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда „Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Коррекция темпо- ритмических навыков у детей с нарушениями речи должна проводиться поэтапно. Начинается работа с формирования правильного речевого дыхания. На этом этапе можно порекомендовать такие игры и упражнения как: «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус», «Снежинки», «Узнай по запаху», «осенние листочки»; произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.).
Переходя на уровень развития тембра, высоты голоса и интонирования, можно посоветовать игры на драматизацию сказок, рассказов, заучивание коротких стихов с различной интонацией (восклицательной, вопросительной, «Колыбельная», «Вьюга», «Лесенка», «Горки».
Следующее направление этапа работы заключается в развитии восприятия и воспроизведении темпа и ритма в неречевом плане. Возможны вариации игр с развитием общей и мелкой моторики, упражнения артикуляционной гимнастики, используются подручные средства: карандаши, кубики, метроном, музыкальные инструменты.
Особенностью является правильное воспроизведение ритмического рисунка, умение координировать движения с ритмом, нормализация слухового внимания и памяти.
Следующим этапом коррекционной работы является использование логопедической ритмики: пение мелодий с различной окраской голоса, двигательные упражнения под музыку, сюжетные и несюжетные игры, счетные упражнения и самостоятельная музыкальная деятельность.
На основе вышеизложенного, можно сказать следующее: общее недоразвитие речи характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи. В процессе коррекции дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении темпа и ритма речи, в самостоятельном управление собственным темпом речи.