Козлова Екатерина
Рекомендации родителям по «психологической готовности к школе»
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений
Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.
Публикация «Рекомендации родителям по „психологической готовности к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
• физиологическая готовность,
• интеллектуальная подготовка,
• эмоционально-волевая зрелость,
• социально-личностная готовность.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, форсированность общей и мелкой моторики.
При подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером.
Мелкая моторика важный пункт к подготовке руки для письма. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений.
Интеллектуальна готовность- у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
ВНИМАНИЕ. К семи годам ребё нок должен:
• Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
• Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
• Уметь находить одинаковые предметы.
• Находить 10 отличий между предметами.
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
ПАМЯТЬ. К семи годам ребё нок должен:
• Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
• Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
• Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
• Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
• Повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
• Запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось.
ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребё нок должен:
• Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
• По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
• Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
• Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.
МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребё нок должен:
• Объединять предметы в группы по определённым признакам.
• Находить закономерность в построении ряда предметов.
• Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
• Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
• Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
• Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
РЕЧЬ. К семи годам ребенок должен:
• Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
• Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
• Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
• Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
• Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
• Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
Эмоционально-волевая готовность к школе
• Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
• Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
• Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
• Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Социально-личностная готовность
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении). Для чего все это нужно? Если все 28 человек в классе будут говорить или спрашивать что-то у учителя одновременно, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Если у ребенка будет затруднен контакт с учителем, то он будет бояться отвечать у доски, не сможет по необходимости уточнить задание, вовремя просить о помощи и др.
• Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
• Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т. д. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни, которые нужно соблюдать.
• Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т. д.).
• Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
• Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) - чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т. д.
• Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника :
• Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
• Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!», любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки, а возможностью получить новые знания.
• Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
• Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
• Правильное представление о школьной жизни.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Также хочу вам напомнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален.
• Паспортный возраст (число лет и месяцев со дня рождения).
• Биологический возраст (степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту).
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. «умение учиться».
При выборе школьной программы постарайтесь учесть индивидуальные особенности вашего ребенка, реально оцените его физические возможности. Не «прячьте» проблемы. Не пропустите первые трудности. По мере необходимости не стесняйтесь обращаться к специалистам.
Желаю успехов и удачи!