Получи документы

Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии

Осипова Олеся
Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Публикация «Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии» размещена в разделах

Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии :

Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:

- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр. ; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);

- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);

- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".

Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.

- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т. д.)

Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:

• сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш - 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п - короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.

• складывание букв из составляющих их элементов;

• построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;

• предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;

• отгадывание буквы, построенной другим;

реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;

• "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;

• нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре

(- Б, Т, Г, Р, Ф;

- В, Р, Ь, Ъ, Ф;

- Ж, Х, Т, Г, У, К)

• лепка смешиваемых букв из пластилина;

• письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

• вырезание букв из бумаги или картона;

• обводка контуров букв;

• раскрашивание буквы большого размера (5-6 см., написанной взрослым;

• письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;

• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);

• узнавание и последующее называние недописанных букв;

• узнавание букв, наложенных друг на друга;

• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

• называние рядом написанных сходных по описанию букв;

на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.

• письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами

Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв:

- развитие ориентировки в окружающем пространстве;

- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;

- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;

- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;

- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;

- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.

Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Список литературы.

1. Лозбякова М. И. "Учимся правильно и чётко говорить".- М, 2003г.

2. Парамонова Л. Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.

3. Парамонова Л. Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.

Публикации по теме:

«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям«Развиваем детскую память». Рекомендации родителям Дети дошкольного возраста обладают удивительной памятью, намного превосходящей память взрослого человека. Но у детей лучше сформирован.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Ягодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольниковЯгодотерапия для дошколят. Рекомендации родителям дошкольников «Ягодотерапия для дошколят»Рекомендации родителям дошкольников. Лето для детей - время игр и веселья, а это требует серьезных затрат энергии.

Рекомендации родителям «Безопасность детей дома» Уважаемые родители, законные представители!Безопасность вашего ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Необходимо предпринимать.

Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?»Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра - основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.

Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей»Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.

Рекомендации родителям первоклассников Что должны знать родители первоклассника? -Поддержите в ребенке его стремление стать школьником и хорошо учиться. -Обсудите с ребенком те.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Рекомендации родителям «Зимние игры» Зима - это прекрасное время года! Зима - замечательная пора для зимних игр. Игры любят не только дети, но и взрослые. Зимой можно играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 08:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД