Влада Брызгалова
Рекомендации родителям о том, как формировать финансовую грамотность у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как же объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся? Мы предлагаем вам «Восемь правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей». Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.
Рассказывайте детям о своей работе.
Публикация «Рекомендации родителям о том, как формировать финансовую грамотность у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.
Не скрывайте от детей свое материальное положение.
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».
Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
Формируйте у детей разумные потребности.
Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.
Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т. д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.
Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.
Дети должны знать цену деньгам.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.
Деньги – это серьезно. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. «Магазин» - пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др., кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров».
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Дидактические игры также послужат отличным помощником в освоении финансовой грамотности дошкольников: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Кафе», «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Чей труд важней».
Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.
В современном мире на тему финансов для детей разного возраста становится все больше литературы. Рекомендую Вам в свободное время почитать художественную литературу о финансовой грамотности детям.
«Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
Книга для дошкольников о приключениях Кати и Сережи. Им тетя, работающая в банке, дарит на день рождения волшебный банкомат. Ребята отправляются на волшебный остров, где и знакомятся с азами финансов.
Книга имеет игровую форму, рассказывает о том, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.
«Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли.
Это энциклопедия для детей, где собрано множество понятий о деньгах и всем, что с ними связно. Книга имеет яркие иллюстрации и представляется к изучению детям от 6 лет. Она научит детей не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. («Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстого и т. д. Почти в каждой сказке можно найти экономический подтекст).
Существует множество пословиц и поговорок на тему финансовой грамотности.
Посещение банкоматов, также поможет ребенку понять, откуда берутся деньги. Ребенок поймет, что банк не выдает деньги просто так, это место, где хранятся заработанные Вами средства.
Поездка в продуктовый магазин – это прекрасная возможность, чтобы начать строить основные привычки управления деньгами. Во время ходьбы по магазинам родители могут говорить с детьми о цене каждого продукта, о том, зачем нужны скидки и как сэкономить при покупке продуктов. Можно поручить ребенку посчитать деньги, необходимые для покупки, чтобы он принял участие в процессе сделки.
Приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.