Алина Тифитулина
Рекомендации родителям детей старшей группы 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь
включаются во все виды деятельности, в том числе и познавательную.
На что же следует обратить внимание родителям детей 5-6 лет? Как развивать
речь детей в домашних условиях?
Прежде всего, обращаем внимание на состояние психофизических процессов:
- Особенности внимания: насколько оно устойчиво, способен ли ребёнок быстро
Публикация «Рекомендации родителям детей старшей группы 5–6 лет» размещена в разделах
переключаться с одного вида деятельности на другой, как ребёнок распределяет внимание, наблюдается ли рассеянность;
- Особенности памяти: может ли ребёнок запомнить и назвать по памяти 6-7
картинок, 6-7 названных взрослым слов;
- Особенности мышления: может ли ребёнок выделить четвёртый лишний предмет и объяснить свой выбор
(что лишнее яблоко, виноград, морковь, груша. Лишняя морковь, т. к. это овощ, а
остальные предметы – это фрукты); развита ли у него способность к классификации (назови одним словом самолёт, автобус, поезд, автомобиль – это транспорт);
Развито ли понимание двух- и трёхступенчатых инструкций (Возьми карандаш и встань со стула. Похлопай в ладоши, подойди ко мне, сядь на стульчик).
Как ребёнок понимает смысл предложений (Петя ударил Васю. Кому было больно? Витя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше)
Понимает ли ребёнок переносный смысл выражений (что обозначают выражения
«золотые руки», «ледяной взгляд» и др.);
Понимает ли ребёнок смысл нелепицы (Дело было в январе первого апреля.
Жарко было во дворе, мы окоченели).
Понимает ли ребёнок смысл картинки, сложенной из четырёх частей.
- Особенности зрительного восприятия и внимания
-знает и называет ли ребёнок все основные цвета и оттенки;
- различает ли основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник,
прямоугольник);
-может ли разложить предметы по величине (от меньшего к большему, от большего
к меньшему);
- Сохранен ли зрительно-пространственный гнозис и праксис
Ориентируется ли ребёнок в собственном теле (правильно показывает свои правую и левую руку (ногу, глаз, ухо и т. д);
Ориентируется ли ребёнок в пространстве (показать, что находится впереди (перед
тобой / перед предметом, сзади (за тобой / за предметом, слева (от тебя / от
предмета, справа (от тебя / от предмета, вверху (над тобой / над предметом, внизу (под тобой / под предметом);
Умеет ли складывать разрезные картинки из 3-4 частей, складывать фигуры по образцу или по картинке из 4-х – 8-ми палочек;
- Развиты ли у ребёнка временные представления
- называет ли ребёнок части суток (утро, день, вечер, ночь);
-дни недели и их последовательность;
-времена года и их последовательность.
О нормальном развитии общей моторики можно говорить, если ребёнок
может свободно попрыгать на двух ногах, попрыгать попеременно на левой/ правой ноге. Обращаем внимание на ловкость и точность движений, на уверенность их выполнения.
О нормальном развитии мелкой (ручной) моторики можно судить, если ребёнок умеет расстёгивать и
застёгивать пуговицы, замки-молнии, может зашнуровать ботинки, завязать шнурки на бантик.
К пяти годам у ребёнка с нормальным речевым развитием должно быть сформировано правильное
произношение всех звуков речи. Допускается нарушение
сонорных звуков Р, Рь, Л. Необходимо обратить внимание
на произношение других звуков. Часто мы можем констатировать, что ребёнок может произносить звук изолированно или в отдельных слогах и словах, но в
самостоятельной речи звук может искажаться, либо заменяться на другой звук (артикуляторно более легкий для ребёнка звук, например «сапка» вместо «шапка»).
Это говорит о недостаточной автоматизации звука в речи и о том, что ребёнку нужно помочь в закреплении звука. И помогут в этом многократное произнесение слов, предложений, чистоговорок и скороговорок, насыщенных этим звуком.
Должна быть сформирована слоговая структура слова. Иными словами,
ребёнок должен уметь правильно проговаривать слова и предложения различной степени сложности, не пропуская отдельных слов, звуков или слогов. Дошкольников
возраста 5-6 лет необходимо учить делить слова на слоги, с отхлопыванием в ладоши на каждый слог (ма-ли-на, че-ре-па-ха). Учим на слух определять количество слогов в
слове, называть слова, состоящие из 1го, 2х, 3х слогов.
О сформированности фонематического слуха можно говорить, если ребёнок
справляется с заданиями типа «Покажи картинки с заданным звуком»,«Придумай
слово с заданным звуком», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук …» Учим детей повторять ряды из 3-4 гласных звуков, например: АОА, АОЭА и др. Повторяем слоговые цепочки из 3х-4х слогов: МА-НА-НА, ТА-ДА-ТО-ДО, СА-ША-СА и т. д.
Обращаем внимание на правильность выполнения задания, четкость произнесения звуков и правильный порядок воспроизведения. О нормальном развитии
фонематического слуха говорит также умение различать картинки и правильно
употреблять названия предметов с акустически схожими названиями: коза – коса, уточка – удочка, ложки – рожки, кит – кот, крыша – крыса, мак – лак. Целесообразно учить ребё нка повторять пары слов: папа – баба, том – дом, ток – кот.
Развиваем возможности фонематического анализа: учим выделять первый и
последний гласный и согласный звуки в слове. Необходимо развивать возможности синтеза слов из звуков (собери слова из звуков К, О, Т – кот, У, Т, К, А – утка).
Быстрыми темпами должен наращиваться активный
словарь ребёнка. Должны быть усвоены обобщающие понятия, названия частей тела человека (в том числе такие
слова, как брови, ресницы, пятки, колени, названия частей
предметов (кабина, кузов, руль, колесо – у машины, названия всех детёнышей животных. Должен быть хорошо
развит словарь глаголов: правильные названия бытовых
действий, глаголов движения и профессиональной деятельности людей, глаголов, обозначающих речь людей и
звуки животных. К шести годам у детей должен быть сформирован навык называния глаголов-антонимов
(поднимать / опускать). Дети должны научиться различать видо-временные формы глагола (покажи, кто рисует / нарисовал). Должен быть развит словарь
прилагательных. При описании предмета в речи должны употребляться
прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкус или материал, из
которого изготовлен предмет (яблоко красное, круглое, гладкое, сладкое; стол
прямоугольный, высокий, коричневый, деревянный и т. д). Дети могут подобрать
прилагательные – антонимы (скажи наоборот, злой-, весёлый-, широкий-
, высокий-). Необходимо учить ребёнка образовывать притяжательные
прилагательные (чья мордочка? Волчья, лисья, медвежья, заячья, собачья, беличья).
О сформированном грамматическом строе у ребёнка мы можем судить, если
он правильно справляется с заданиями на образование формы множественного числа существительных (стол – столы, кукла – куклы, ухо – уши, слон – слоны, рукав –
рукава).
Следует обратить внимание на умение образовывать существительные с
помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (ёлка – ёлочка,
миска – мисочка, кукла – куколка, зонт – зонтик).
При беседах с ребёнком обращаем внимание на употребление
существительных в косвенных падежах, иными словами следим, чтобы ребёнок
правильно проговаривал окончания слов: Чего много в лесу? В лесу много деревьев.
К кому ты любишь ходить в гости? Я люблю ходить в гости к бабушке. Кого ты видел
в зоопарке? Я видел лису, льва, мартышку.
В возрасте 5-6 лет ребёнок должен правильно различать и употреблять
предлоги в, на, под, с, за, из, над, около, к, от.
Уделяем внимание тому, как ребёнок согласовывает прилагательные с
существительными (жёлтая майка, жёлтое яблоко, жёлтый шар). Должно быть сформировано умение согласовывать глаголы с существительными в числе и в роде
(цветок растёт / цветы растут, Саша взял / Саша взяла).
Необходимо следить, чтобы правильно употреблялись окончания при
согласовании числительных с существительными (один стол, два стола, пять столов,
одна книга, две книги, пять книг).
О развитой связной речи ребёнка можно судить по состоянию фразовой речи
ребёнка. В этом возрасте дети используют развёрнутые высказывания. Свободно используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Составляют предложения и описательные рассказы по сюжетной картинке.
При составлении описательных рассказов дети должны свободно пользоваться разными видами прилагательных.
Должно быть сформировано умение пересказывать небольшие тексты после
первого предъявления. При пересказе обращаем внимание на соответствие рассказа ситуации, сохранность всех смысловых звеньев, на грамматическую правильность.