Юлия Коробова
Рекомендации родителям «Что такое мелкая моторика?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям «Что такое мелкая моторика?»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи. Доказано, что простые движения рук способствуют снятию умственной усталости.
Публикация «Рекомендации родителям „Что такое мелкая моторика?“» размещена в разделах
С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем – нервную (о с количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый, мышечную и костную, а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз является тем, что называется мелкой моторикой рук.
Под мелкой моторикой рук подразумевается комплекс скоординированных движений кистей, а также пальцев рук и ног человека. Все это важно и крайне необходимо не только для детей, у которых навыки речи только зарождаются, но и для тяжелобольных, перенесших серьезное заболевание или травму людей, у которых эти навыки были утрачены. У пожилых людей функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от мельчайших движений рук. Широкое распространение упражнения для пальцев рук получили при проведении реабилитационных мероприятий больных при таких заболеваний, как инсульт, рассеянный склероз и клещевой энцефалит, после различных травм, а также при профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней.
Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т. к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
пециалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.
И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.
По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.
Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития
Игровая деятельность
• пальчиковые игры и упражнения;
• массаж кистей рук и пальцев;
• игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
• игры с верёвочкой, шнуровкой.
Продуктивная деятельность
• лепка, аппликация, рисование;
• раскрашивание;
• вырезание ножницами.
Познавательно-исследовательская
• конструирование из лего-конструктора;
• конструирование из бумаги;
• конструирование из природного и бросового материала;
• графические упражнения, штриховки;
• собирание конструкторов и мозаик.
Театральная деятельность
• показ разных видов театра.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды;
2. работа с детьми;
3. взаимодействие с родителями;
4. сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения.
5. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе организован центр «Ловкие пальчики», куда вошли картотеки:
• «Пальчиковая гимнастика» (по темам недели,
• «Пальчиковые игры-упражнения»,
• «Штриховка»,
• «Соедини по точкам»,
• «Дорисуй картинку»,
• «Скопируй узор»,
• «Лабиринты».
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры, пособия:
• «Пальчиковые шаги»,
• «Пазлы»,
• «Шнуровки»,
• «Ниткопись»,
• «Чудесные резиночки»,
• «Коврики»,
• «Удивительный пинцет»,
• «Веселые прищепки»,
• «Собери бусы»,
• «Волшебные палочки»,
• «Веселые клубочки»,
• «Сухой бассейн».
Для изготовления игр и пособий использован природный и бросовый материал.
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.
В продуктивной деятельности воспитанники активно пользуются пластилином, трафаретами, бумагой, карандашами, фломастерами, мелками, раскрасками, ножницами.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играют различными конструкторами, конструируют из бумаги и природного материала.
В театрализованной деятельности развивающую среду в группе дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и пособия.
Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т. д. и т. п.
В заключении можно добавить, что не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия принесут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако, если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторикой, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.